 Услуги специалиста |
Насилие в фантазиях
Девочки и насилие
Общество: волки и прочие хищники
Значительно меньше материала мне удалось найти о современных подростковых
ритуалах у девочек, связанных с насилием на экранах, хотя и они, похоже,
увлечены насилием и ужасами в фильмах нисколько не меньше, чем мальчики. В
пользу этого говорит не только то, что для девочек также актуальны ранние
чувства мести и ненависти и наличие проблемы отделения от родителей, но и
начинающиеся вместе с их физическим созреванием процессы, так пугающие мужчин.
В уже процитированном выше сообщении Бруно Беттельгейма о ритуальном смешении
крови в группе мальчиков и девочек упоминалось, какое большое значение может
иметь менархе для девочки, насколько значимо для нее восприятие окружающими ее
первой менструации и какие чувства собственной всесильности могут быть связаны с
этим событием.
До сих пор мне не удалось найти никаких других публикации по проблеме значения
менархе для девочек в наше время, не говоря уже о каком-либо описании ритуалов,
связанных со страхами, возникающими во время этого события, и касающихся
девочки и ее подруг либо напротив - мальчиков. В этнологических публикациях
тоже преобладают описания лишь форм мужского обращения с менархе, т. е. ритуалов
овладения мужскими страхами. В них часто речь идет о боязни заразиться при
встрече или даже при прикосновении к менструирующей женщине. Этот страх
вплетается в многочисленные ритуалы обособления. Например, во время менструации
девушки и женщины содержатся в особых домах: “Во многих обществах дни и недели
после менархе были особенным и опасным промежутком времени, в течение которого
будущее девочки в значительной мере определялось точным соблюдением ею
определенных обязанностей и ритуалов”.
В нашем обществе нет однозначных ритуалов обособления. Менархе и менструация
относятся, скорее, к неприятным и замалчиваемым темам, и им не придается
должного значения в развитии женщины, хотя “...превращение девочки в женщину
выделяется намного ярче, чем соответствующее развитие ребенка в мужчину у
мальчиков. Менструация, первое таинство появления крови у женщин, является в
любом случае более важным переломным событием в жизни, чем первое семяизлияние у
мужчин. Последнее вспоминается редко, в то время как менструация по праву
повсеместно признается судьбоносным моментом в жизни женщины”.
В таком случае ей, как и всякому знаменательному событию, должно быть выделено
соответствующее место в общественной жизни. Клаус Э. Мюллер показывает, что
женские ритуалы скорее более похожи на “камерную игру”, чем на грандиозные
инсценировки мужчин. Вероятно, женщине менее свойствен интерес к глубинным
объяснениям своих внутренних переживаний.
Хотя в настоящее время и нет ритуализированной формы обращения с менархе, но
обхождение с менархе и менструацией в других или же древних культурах в аспекте
обособления имеет некоторые параллели с современными правилами поведения
девочки: можно (и положено) не участвовать в спортивных занятиях, она сидит
обособленно на скамейке, видимая всеми, стесняясь или гордясь. Начиная с
данного момента это заметно для других. И, прежде всего, это отмечают другие
девочки, даже если об этом речь потом не заходит. Правда, такие переживания не
имеют характера ритуала, как у мальчиков (хотя в игре и у девочек, конечно же,
могут проявляться страхи).
И уж подавно никакой роли в таком внутреннем
столкновении с проблемой физического созревания не играет насилие против самой
себя (как, например, в актах самоистязания у мальчиков) или против других.
Действительно ли у девочек или девушек нет оснований преодолевать свои страхи с
помощью ритуалов? Неужели в течение этой фазы жизни у них нет никаких страхов,
сравнимых со страхами мальчиков, перед самими собой или противоположным полом?
Выполняет ли у них групповая фантазия функцию защиты, или же эту роль выполняют
мужские фантазии о власти, которые содержатся в их пубертатном ритуале?
Женщины: месть крыс
По сюжетам фильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычно
объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами, выступают
лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку
мужчины-супергероя (например, фильмы “Скромная Блэз”. “Лилиана - девушка из
дикого леса”, “Три ангела на острове смерти” и т.д.) Одним из редких исключений
является фильм ужасов “День матери”, в котором доминирующую роль играет насилие
со стороны группы молодых девушек. Эта картина по результатам опроса
популярности видеофильмов ужасов и насилия оказалась единственной лентой,
названной девушками. В этом разделе я хотел бы подробнее коснуться
практиковавшихся в этом фильме групповых действий и связанного с ними ритуала.
Рамки действия фильма, полностью запрещенного для показа, таковы.
Три молодые девушки - Абби, Жакки и Трина вместе упились в колледже “Волчье
дыхание”. Они объединяются в группу, “крысиную стаю”, и насмехаются над другими
людьми, преимущественно над глуповатыми мужчинами. Над входом в их комнату висит
предупреждение: “Входить на свой страх и риск!” После каждого удара жертве
сообщается: “Над вами пошутила крысиная стая”. К групповой культуре “крысиной
стаи” относится их девиз: мы навсегда останемся вместе.
Ежегодно эти женщины встречаются, и вот на этот раз их цель - рыбалка. По дороге
они заходят за покупками. Когда Абби заходит в магазин, продавец, возившийся с
ножницами или ножом, что весьма примечательно, нечаянно ранит себе палец. Трина
и Жакки входят за ней и (случайно?) наводят в магазине полнейший кавардак.
Продавец после бесполезных предостережений относительно цели их поездки кричит
им вслед ругательство: “Лесбиянки!” В конце концов, трио приезжает в “дикую
пустыню черного барона”, при въезде в которую написано: “Входить на свой страх и
риск!”. Во время вечерней беседы в палатке члены крысиной стаи вспоминают о
своих школьных годах. Трина: “Нам пора потихоньку прекращать маяться дурью, мы
уже слишком стары для этого!” Жакки и Абби возражают ей: “Наш девиз гласит: до
тех пор пока мы останемся крысиной стаей, ни один человек не сможет причинить
нам вреда”. Жакки: “Крысиная стая предназначена, чтобы защищать меня”.
Во время сна девушки похищаются двумя братьями, которые по приказу своей матери
приволокли их к себе в дом и начали мучить. Сначала они берутся за Жакки. Трине
и Абби удается освободиться и найти Жакки, жестоко изнасилованную, лежащую в
комоде. Они пытаются бежать, но это им не удается, им постоянно приходится
возвращаться в свое укрытие в лесу. Тем временем Жакки умирает. У Трины и Абби
созревает план: “Мы прикончим этих свиней!” Они прислоняют труп Жакки к дереву
лицом к дому. Абби: “Я хочу, чтобы и Жакки смогла это увидеть... Всю жизнь у
тебя были одни неудачи, всю твою жизнь. Но я обещаю тебе, что мы отплатим
братьям”. Трина в отчаянии. Абби ободряет ее девизом: “Крысиная стая держится
вместе”.
Девушкам удается убить обоих братьев. Один погибает от удара дубиной между ног,
другой, в конце концов, оказывается заколотым электроножом. Мать уже почти
смиряется с тем, что будет задушена пластиковым пакетом. Абби: “Вы можете больше
не волноваться. Мы сделаем все, что нужно. Мы позаботимся о вас. Мы будем
обращаться с вами так, как вы этого заслуживаете. Не бойтесь. Я буду заботиться
о вас как родная дочь и даже еще лучше”.
Жакки похоронена. Абби: “Это несправедливо. Почему именно Жакки?” Трина: “На
этот вопрос никто не сможет дать ответ. Вероятно, мы выжили, потому что мы
должны были выжить”. Абби: “Что ты имеешь в виду?” Трина: “Нам было уготовано
выжить, потому что мы сильнее большинства других. С нами уже не может ничего
случиться”. Заключительный кадр фильма: из кустов вблизи могилы на обеих девушек
кто-то набрасывается.
Сюжет фильма представляет собой вариант сказки “Ганс и Гретель”: брат и сестра
встречают в лесу ведьму, которая хочет взять с них плату за угощение и от
которой они успешно, хотя и с потерями, защищаются. Но все же на переднем плане
здесь находится не оральная тема сказки (пряничный домик), а сексуальное
унижение “сестер” на глазах матери “братьями”, которым в конечном счете не
удается спастись от “ведьмы”. Предупреждение об опасностях леса напоминает
вместе с тем и о “волке”, подстерегающем Красную Шапочку.
Нельзя не увидеть в этом фильме переплетения сексуальности, страха, насилия,
групповых действий и ритуалов. Но все же, когда я искал указания на
символическое значение крыс, меня охватило сомнение в существовании взаимосвязи
между группой женщин, символом этого животного и ритуалом группы. На
доказательства значимости этой символики для агрессивной антикультуры я
наткнулся в сообщении о крысах как наиболее популярных домашних животных у юных
панков.
В сфере поиска половых партнеров панки отличаются неприхотливостью. “Для женщины
панк является оптимальным партнером, так как здесь не делается никаких различий
между мужчиной и женщиной”, - сказала одна девушка-панк в газетном интервью. Все
же я нашел чрезвычайно мало научной литературы о крысе как носителе символа,
неважно, в мужских или женских фантазиях. Очевидно, плодом моих собственных
ассоциаций, связанных с этим животным, стал вывод о том, что оно едва ли может
являться символом, хотя с одомашненной крысой работает бесчисленное число
ученых, и, прежде всего, мужчин.
Ритуал “крысиной стаи” в фильме ужасов “День матери” (с помощью которого женщины
оказываются сильнее мужчин и унижают их сексуально) появляется как
замаскированное и воплощенное в образе выражение страха мужчин перед заражением,
описанного этнологами в обрядах обособления девушек и женщин во время
менструации. Кроме того, что крысы представляют собой серьезную опасность как
переносчики чумы, существуют и суеверия, связывающие это животное со зловещей
опасностью, заключавшейся в том, что крысы и мыши были помощниками и союзниками
ведьм и колдунов.
Здесь затрагивается все то жуткое, опасное и пагубное, что мужчины приписывают
женщине: проституция, измена, лишение мужчины потенции, кастрация и
стерилизация, лесбиянство и гомосексуализм, предохранения от зачатия, прерывание
беременности, детоубийство и принесение в жертву детей. Таков, во всяком случае,
“молот ведьм”. Все это в фильме “Дети матери” женщины используют для расплаты с
мужчинами в той групповой форме, сила которой очень уж хорошо известна мужчинам. |