 Услуги специалиста |
Насилие в фантазиях
Исполнение желаний
Одним из первых в психологии проблему порождения и переработки фантазий
разрабатывал Зигмунд Фрейд. Он, например, выработал классический сеттинг
(окружение, обрамление, здесь - методика проведения сеанса) психоаналитической
терапии (пациент ложится на кушетку, врач садится позади него и просит сообщать
все, что тому приходит в голову, без комментариев и оценки аналитика).
Свободные ассоциации, фантазии, образы воображения служили ему материалом,
казавшимся сначала бессмысленным, беспорядочным и непонятным. Но в соединении с
теоретическими размышлениями о формировании фантазий и психическом развитии,
особенно о невротическом развитии личности, оказалось, что этот материал с
точки зрения терапевтического процесса является в высшей мере осмысленным и
плодотворным. Ибо Фрейд понял, что в этих фантазиях скрыты желания,
подавляющиеся в реальности и не допускаемые в сознание, будучи либо чересчур
пугающими, либо не соответствующими моральным нормам, например считающимися
слишком “злыми”. Эти желания, по его убеждению, затрагивают в первую очередь
агрессивные или сексуальные комплексы.
Такие фантазии об исполнении желаний в их наиболее чистом виде Фрейд открыл в
сновидениях, о которых ему рассказывали пациенты. В своей работе “Толкование
сновидений” он разработал теоретическую модель, в которой противоречие между
фантазиями и их “опасностью” для сознания разрешается с помощью способа
символического кодирования, который использует спящий. Желания, вытесненные в
бессознательное, символически являются сознанию так, как это было описано во
вступительной цитате: они не вспоминаются как реальные переживания и не
узнаются заново, однако могут быть скомбинированы с пережитым опытом.
Следовательно, фантазии представляют собой немаловажный клапан для выхода
опасных желаний и вместе с тем облаченные в символизирующую форму послания,
несущие в себе вытесненные состояния сознания.
Этим определением фантазии обосновывается необходимость сосуществования
реальности и фантазии. Ибо продукция фантазии, в том числе и известная нам по
творческой деятельности человека, одновременно служит и для освобождения от
психического напряжения. Все же без аналитической переработки она не может быть
полностью объяснена ни спящим, ни художником, ни рассматривающим продукты
фантазии, даже если рассматривающий и разделяет бессознательно с художником
выраженные в его фантазиях желания. Вероятно, именно это и привлекает всех к
продукциям фантазии - произведениям искусства, фильмам или любым другим внешним
выражениям фантазии. Однако содержание фантазии не считается реальным, даже
если в ней можно обнаружить некоторые элементы реальности. Поэтому фантазия
привлекательна и для других как “объект” идентификации своих собственных
вытесненных желаний: можно преуменьшить серьезность нереальных содержании
фантазии, т. е. символических представлений чего-то опасного.
Но есть у фантазирования и опасная сторона: бессознательное узнавание в чужой
фантазии своего собственного вытесненного желания может послужить соблазном для
его актуализации. Ибо при нарушении равновесия между реальностью и фантазией
кажется, что преодолевается граница, за которой желание становится всемогущим.
Тогда фантазии могут все более и более овладевать человеком, по крайней мере,
это будет выглядеть так со стороны, хотя сам он может считать, что его
фантазии и есть настоящая реальность. Или же независимо от его воли будут
повторяться определенные фантазии или фантастические структуры, как это,
например, бывает в случае так называемой игромании. В конце концов человек
теряет способность жить нормальной человеческой жизнью и общаться с окружающими,
как многие психически тяжело больные люди, чей мир состоит как раз из таких
нереальных представлений о живущих рядом с ними людях, из воображаемых
страхов, навязчивых идей или других фантазий о других людях или о самих себе. |