 Услуги специалиста |
Пережитое насилие
Страх мужчин перед женщинами
Этнолог Клаус Э. Мюллер детально обосновал, что господствующие идеи о формах
выражения любовных отношений всегда определялись особой позицией мужчины по
отношению к женщине и что сейчас такие идеи, как и прежде, доминируют в нашем
обществе. Кроме того, в его работе указываются те исторические корни, к которым
восходит взаимная напряженность в отношениях между полами, по крайней мере, с
точки зрения мужчины. Ибо через все культуры и через все времена можно
проследить одну и ту же тенденцию мужчин разделять мир на две части - мужчин и
женщин и развивать ритуалы и представления, объединяемые воедино специфическими
страхами мужчин перед женщинами.
Сюда можно отнести страх перед чужеродностью или биологической инородностью
женского пола. Этот страх находит свое общественное выражение прежде всего в
многочисленных церемониях посвящения и ритуалах полового разграничения у
примитивных культур, основанных на предположении о заразной нечистоплотности
женщин: “Единственным феноменом, с которым в основе своей всегда связывался
тезис о женской нечистоплотности, является менструация.
Во-первых, она служила отличительным признаком, разделяющим два пола, а
во-вторых, являлась основой эмпирических доказательств обвинения: согласно той
точке зрения природа процесса была такова, что часть женской крови каким-то
образом оказывалась “нечистой”; подобная нечистая кровь вновь и вновь
вырабатывается женским телом и потому, подобно процессу производства
определенных шлаковых материалов во время пищеварения, должна время от времени
выливаться, чтобы поддерживать организм в функционирующем и, вообще,
жизнеспособном состоянии”.
Второе, что во все времена занимало мужчин - это привилегия женщины если и не
являться единственной причиной продолжения рода, то практически одной нести
ответственность за вынашивание новой жизни. Кроме того, рождение ребенка
считалось еще более нечистым явлением, чем менструация, и вызывало необходимость
защищаться от возможной инфекции путем обособления женщины. Если раньше
менструирующие женщины в ранних культурах помещались в отдельные дома, то сейчас
- до сих пор - рождение происходит обособленно от семьи, в клинике. Это
аргументируется тем, что там будет наиболее чисто, т.е. гигиенично.
Мужская зависть к роженицам, на которую указывает среди прочих и Бруно
Беттельгейм, всегда воодушевляла мужчин на создание могущественных мифов о
рождении Книбиса из головы и на чрезвычайные усилия человеческих умов по
созданию жиз¬ни в пробирке. Как предмет общественных дискуссий в настоящее время
зависть мужчин к роженицам занимает более скромное место, нежели зависть женщин
к общественному положению мужчин. Беттельгейм объясняет это так: “Похоже, в
любом обществе гораздо легче обнаружить зависть к доминирующему полу. В
обществах, в которых более важную роль играет мужчина, зависть к мужчине...
легче возникает, откровеннее выражается и более заметна, там господствует общее
мнение, что желательнее быть мужчиной. Это загоняет в подполье зависть мужчины к
женщине, так как эта зависть находится в противоречии с общепринятыми нормами и
поэтому рассматривается как противоестественная и аморальная”.
Признаваемое или не признаваемое мужчиной чувство неполноценности перед женщиной
не только сегодня и не только в на¬шей культуре возрастает, превращаясь во
вселяющие ужас фантазии о власти над природой. Гуннар Хайнзон и Отто Штайгер
доказывают, что женщины были вынуждены веками выносить эти фантазии мужчин и
миллионы раз подвергаться беспощадному насилию со стороны мужчин. Они описывают
мученичество женщин, владевших недоступными для мужчин тайнами жизни и смерти. И
до сих пор в мужских фантазиях существует “старая ведьма”, женщина, черпающая
свои силы прежде всего в знании природы, в знании жизни, короче говоря, в своей
женственности.
Кора Штефан приводит пример того, как любовь между мужчиной и женщиной может
превратиться в свою противоположность вследствие зависти к роженицам и
деструктивных фантазий мужчин. Этот отрывок взят из публичной лекции, которую
она была вынуждена прервать из-за суматошных сцен и возмущенных выкриков,
направленных против докладчицы: “Женщины, располагая правом производить жизнь,
отдали право производить смерть в руки мужчин. Этот договор надо отменить.
Женщинам, дарящим жизнь, дозволено дарить и смерть...”. |