Что нередко мешает родителям и воспитателям начать разговор о различных
представлениях о воспитании?
Может ли учительница начальной школы всю вину за плохое поведение ребенка в
классе взваливать на “неправильное” воспитание дома?
Вообще, в чем корни противопоставления семейного и институционального воспитания
и что эти виды воспитания означают для учительницы или воспитательницы как для
женщины?
К размышлению над этими вопросами меня привела жалоба одной воспитательницы на
мальчика, сказавшего после драки с другим ребенком, что это его мать советовала
ему боевито отстаивать свои интересы в детской группе.
Видимо, каждому покажется вполне логичным, что матери хотят видеть сыновей
сильными и способными постоять за себя и что воспитательницы несут
ответственность за всю группу детей в целом.
Но за этой простой сценой скрывается общая проблема образования: можно ли вообще
объединить семейное и институциональное воспитание? Речь идет о проблеме
взаимоотношений между семьей и культурой, т. е. культурными институтами.
Под культурой я понимаю некоторый идеальный процесс, который помимо прочего
вовлекает все большее число индивидуумов в систему зависимости друг от друга и
порождает все новые формы общественных связей, такие, как социальные институты и
универсальные системы символов.
Ниже я хотел бы подробнее рассмотреть, почему не могут восторжествовать ни
семейные требования к социальным институтам детского сада и школы, ни
институциональные требования к семье и почему так непросто ввести в социальных
институтах семейный микроклимат.
Сначала я коснусь некоторых аспектов семейного воспитания.