на главную страницу Главсовет.ру
к оглавлению "Дети с небес - уроки воспитания"

Наказание ребенка


Наказание ребенка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Правила и законы по-прежнему очень важны для общества, однако наказание - нет

В прошлом детей контролировали и стимулировали главным образом угрожая наказанием. Если ребенок ведет себя не так, как следует, или отказывается идти на сотрудничество, большинство родителей и ныне инстинктивно прибегают к угрозам. Мы говорим или подразумеваем следующее: «Если ты не будешь слушаться, то тебе придется несладко» или «Если ты не перестанешь реветь, то я сделаю так, что у тебя на самом деле появится причина плакать». Малыш должен понять, что будет наказан, если не станет слушаться, для этого его шлепают или грозно на него смотрят. Его сдерживают, угрожая лишениями, насилием или болью.

Страх как будто и неплохо работает как сдерживающий фактор, но он не пробуждает в ребенке естественного стремления сотрудничать с родителями и помогать им. Как я уже отмечал ранее, покорность и сотрудничество - совершенно разные вещи. Чтобы ребенок по настоящему сотрудничал, он должен помогать старшим охотно, а наказанием этого не добьешься. Взрослым так трудно отказаться от наказаний потому, что они позволяют быстро добиться желаемого. Хоть и не хочется наказывать детей, но мы не знаем другого пути. Мы чувствуем, что наказание по своей сути бесчеловечно, но без него дети растут избалованными, требовательными, не умеющими уважать других и неуправляемыми.

Многие родители и не хотели бы наказывать своих детей, но не знают других действенных методов.

Пытаясь удовлетворить потребность в новых методах, многие специалисты предлагают создавать такие условия, чтобы «дети чувствовали последствия» своего поведения. Например, они советуют лишать ребенка за плохое поведение каких либо благ и называют это не наказанием, а «последствием». Это просто попытка сделать так, чтобы родителям не было стыдно наказывать малышей. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Ты плохой и поэтому будешь наказан», - вы сообщаете ему более позитивную идею: «Ты совершил ошибку, и ничего страшного в этом нет. Но теперь ты увидишь последствия своего поведения». Хотя такой подход более гуманный и уменьшает испытываемое ребенком чувство вины, он все таки по прежнему основан на устрашении. Этот метод гораздо лучше, чем наказание, но и он не пробуждает в ребенке врожденной склонности к сотрудничеству. В некотором смысле это просто более мягкий способ сказать: «Ты будешь наказан».
 

О наказании

На протяжении последних пяти тысячелетий наказание служило единственным средством контроля и перевоспитания: «око за око»; «жертвы взывают к возмездию»; «преступник должен заплатить за преступление». В прошлом отомстивший испытывал удовлетворение, но в наше время месть дает лишь временное облегчение и жертва продолжает испытывать боль.

Наказание неэффективно даже с чисто экономической точки зрения. Содержание каждого заключенного в США обходится налогоплательщикам в 25 000 долларов ежегодно. Таким образом, когда двадцатилетний молодой человек получает двадцатипятилетний срок, добропорядочным гражданам в конечном счете придется выложить за это удовольствие 625 000 долларов. Понятно, что эти расходы никак не возмещаются. Задумайтесь, насколько лучше было бы потратить эти деньги на предотвращение преступлений.

Однако мы до сих пор придерживаемся устаревшего представления о том, что наказание якобы эффективно. Если бы мы в наше время следовали принципу «око за око», то почти все люди были бы слепыми. Хотя сердцем мы чувствуем, что наказание безнадежно устарело, однако действенной альтернативы ему люди пока еще не нашли.

Правила и законы по-прежнему очень важны для общества, однако наказание - нет. Когда-то, в далеком будущем, когда сознание человечества достигнет соответствующего уровня, даже правила утратят свое значение. В прошлом наказания были необходимы, поскольку люди были еще не способны понять сердцем и разумом, что хорошо, а что плохо; жертвы Богу и наказание злодеев являлись единственным способом мотивировки.
 

Почему и когда наказания были действенными

Бесчеловечные методы наказания были направлены на то, чтобы непосредственно причинить боль (отрезать палец, бичевать, забросать камнями), более человечные методы наказания включают лишение денег (штраф) или свободы (заключение). Еще более мягкие и цивилизованные методы наказания заставляют человека познать боль потери. Для того чтобы стать лучше и не совершать ошибок в жизни, многие люди поклонялись Богу, принося ему жертвы и дары. Отдавая что-то Богу, они чувствовали боль потери, и это помогало им лучше осознать, что хорошо, а что плохо, и выработать наилучшую линию поведения. Практика жертвоприношений Богу была, несомненно, полезна.

Переживая боль, мы автоматически испытываем побуждение откорректировать свои мысли и действия.

Если вам все это кажется странным, вспомните свой повседневный опыт. Очень часто, когда мы терпим убыток или потерю, связанное с этим чувство сожаления сопровождается желанием что-то изменить в своей жизни и извлечь уроки из своих ошибок. Боль побуждает нас к переменам, позволяющим избежать такой боли в будущем. Кроме того, глубже осознав свои чувства, мы подключаемся к нашему внутреннему потенциалу творческих способностей и интуиции. Способность различать добро и зло идет от чувств. Чувства - независимо от того, негативны ли они (боль) или позитивны (удовольствие) - помогают нам совершить необходимые изменения в жизни.

Этот стимул помогает человеку раскрыть свой разум и задуматься о том, что он делал до сих пор. Внутреннее исследование служит основой для исправления своих ошибок. Без стимула к переменам мы так и остаемся пленниками узкого образа мышления. Боль - наш величайший учитель, поскольку побуждает человека изменять свой образ действий. Боль заставляет нас задуматься и пересмотреть собственное мнение о том, что хорошо для нас и для окружающих.

Тысячи лет назад, когда люди были менее чувствительны, чем ныне, им, чтобы вспомнить о чувствах, требовалось наказание. Лучше осознав свои чувства, они могли затем признать или понять, что хорошо, и отвергнуть плохое. Потребовались столетия, чтобы для пробуждения чувств стало достаточно одной мысли о наказании. Правление, основанное на наказаниях, было необходимо для поддержания порядка и для того, чтобы поощрять людей к добропорядочной жизни.
 

Позитивная сторона наказания

Под воздействием боли, которую испытывает человек, подвергающийся наказанию или совершающий священную жертву, в этом человеке пробуждаются чувства и расширяются его ограниченные представления о том, что хорошо и что плохо. Таким образом, наказание служило инструментом или методом, чтобы вызвать в человеке чувство боли, и затем эта боль в той или иной мере стимулировала внутренние перемены.

Христианские монахи даже в XX веке нередко жестоко наказывали себя для того, чтобы обрести праведность. Эти люди ежедневно бичевали себя ради углубления своей связи с Богом. В прошлом были весьма распространены жестокие методы самоистязания. Эта и другие формы умерщвления плоти широко практикуются до сих пор: ведь люди довольно часто отказываются от комфорта и удовольствий во имя того, чтобы стать духовнее.

Однако ныне в подобных практиках уже нет необходимости. Время, когда во имя Бога нужно было отказываться от жизни, закончилось. Наступило время жить полнокровной жизнью во имя Бога. Каждый человек заслуживает изобилия, процветания, успеха, здоровья и любви. Для того чтобы прожить праведную жизнь, нет нужды лишать себя радостей. И уж тем более нет нужды лишать детей этих радостей. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в изобилии, нужно найти другой способ мотивации, иначе, совершив ошибку, они будут себя наказывать и подвергать лишениям так же, как поступали их предки.

Переживая потерю, мы начинаем глубже осознавать, что хорошо, а что плохо, и чувствуем побуждение что-то изменить. Другой, более христианский способ сказать: «Мы начинаем глубже осознавать, что хорошо, а что плохо», - звучит так: «Мы начинаем глубже осознавать волю Божью».

Сегодня нам уже не нужно наказывать себя или своих детей для того, чтобы действовать в согласии с волей Бога (то есть сотрудничать с Ним). Способность отличать хорошее от плохого дана нам от рождения - но этого еще недостаточно. Чтобы реализовать эту способность, необходимо развивать ее.

Сегодня у детей новые потребности. Удовлетворяя их, мы непосредственно питаем способность детей к сотрудничеству и побуждаем их подчинять свою волю родителям. Ныне детям не нужны устаревшие методы воспитания; они обладают более сильным потенциалом и требуют нового, совершенно другого подхода.

Современные дети обладают более сильным потенциалом, чем прежние, и требуют другого подхода.

Эта новая способность развивалась на протяжении очень длительного времени. Две тысячи лет назад Иисус учил: открывая свое сердце для Бога, для самого себя и для своего ближнего, вы познаете волю Божью; в тишине вашего сердца к вам обратится тихий голос. Заглянув внутрь себя, вы прямо сейчас узрите Царство Небесное.

Этот тихий голос, который часто упоминается в религиозных текстах, доносится из вашего разума и сердца, когда они открыты. Он идет из ваших чувств. Как родители могут говорить и действовать, исходя из любви, так и дети учатся прислушиваться не только к родителям, но и к любви в своем сердце. Мотивом для них становится не страх, а любовь.

Когда родители учат детей раскрывать разум и сердце и развивать сильную свободную волю, этот тихий голос становится не неким возвышенным опытом, который доступен только святым, но самым обыкновенным переживанием, мотивирующим повседневное поведение. Человек, умеющий смотреть внутрь себя или «чувствовать», узнает, что Царство Небесное близко, - оно здесь и сейчас. Если мы живем, прислушиваясь к своему сердцу, то нам удается создать рай на земле.

Люди на протяжении двух тысячелетий пытались понять, как любить ближнего своего и при этом получать то, что необходимо, - и вот наконец мы достигли этой цели. Теперь стало возможным воспитывать детей, опираясь на любовь. Если бы методы позитивного воспитания были сформулированы тысячи лет назад, они бы тогда не работали. Даже пятьдесят лет назад они работали бы далеко не для всех. Однако ныне в сознании человечества произошел глобальный сдвиг, и теперь новые методы годятся везде. Теперь не работают старые методы.

Простое доказательство

Наша тюремная система показала, что в свободном обществе наказание уже не дает должных результатов. В условиях диктатуры наказания принимают крайние формы и страх царит повсюду - именно таким образом диктатура поддерживает порядок и борется с преступностью. В свободном обществе система наказаний терпит крах. Вместо того чтобы строить школы, нам приходится сооружать все новые тюрьмы. Очень часто человек, прошедший через тюремную систему, выходит на свободу еще более матерым преступником. Наши центры перевоспитания преступников следовало бы называть тренировочными лагерями для злодеев. Очевидно, в обществе, признающем личную свободу и уважающем человеческие права, старые методы обеспечения правопорядка, основанные на наказании, устарели. Мы не можем проповедовать любовь и тут же наказывать слабейших членов общества. К счастью, ныне многие тюрьмы действительно сосредоточиваются не на наказании, а на перевоспитании.

Наказание не работает в свободном обществе и не работает в любящих семьях. Чем больше любви и поддержки получают дети, тем в большую растерянность приводит их наказание. Нельзя воспитывать ребенка в любви, стараясь раскрыть его сердце и разум, развить в нем силу и творческие способности, чтобы тут же развернуться на сто восемьдесят градусов и обращаться с ним как с животным. Нельзя ждать, что дети будут относиться к себе хорошо, если мы заставляем их относиться к себе плохо, когда они совершают ошибки.

Раскрывая сердце ребенка, а затем наказывая малыша, родители причиняют ему гораздо больше вреда, чем просто игнорируя его чувства и желания и периодически наказывая, чтобы удерживать контроль. Если мы хотим дать своим детям возможность раскрыть разум и сердце и сформировать сильную волю, необходимо отказаться от наказаний и найти иные средства мотивации.

Даже дрессировщики ныне осваивают методы дрессировки собак, лошадей, тигров и других животных без использования наказания. Общаясь с дрессировщиками, я узнал о воспитании гораздо больше, чем из книг для родителей. Когда речь заходит о воспитании, вообще возникает очень много путаницы, а наказание - один из самых противоречивых вопросов.

Люди чувствуют, что наказания неэффективны и негуманны, но они просто не знают других методов. Многие с сомнением относятся к мысли о том, чтобы отказаться от наказаний, поскольку уступчивый подход явно потерпел крах. Дети, не подвергающиеся наказаниям, часто растут буйными и недисциплинированными; они неуважительно относятся к ровесникам, учителям и вообще к старшим. Однако у каждого из родителей в определенные моменты возникало чувство, что должен быть какой то другой путь. К счастью, альтернатива наказаниям существует, и коллективное сознание планеты уже готово к тому, чтобы воплотить новое видение в жизнь.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению
Дети с небес - уроки воспитания

на главную страницу сервера Главсовет.ру


Главсовет.ру - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру