на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Для выбора профессии школьнику необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях и интересах


Психология личности и воспитание подростка в семье




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Характерная черта подросткового и юношеского возраста - формирование жизненных планов

Подготовка подростка к выбору профессии

Общество придает серьезное значение тому, чтобы молодежь как можно раньше вовлекалась в активную трудовую и общественную жизнь. Этой цели служит и сочетание обучения с производственным трудом, и совершенствование форм внешкольной работы (курсы, подготовительные отделения, творческие коллективы, специальные обучающие программы при вузах, крупных предприятиях и фирмах).

Характерная черта подросткового и юношеского возраста - формирование жизненных планов. Жизненный план - явление одновременно социального и эстетического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) подростками не различаются. Сплошь и рядом подростки, да и юноши, называют жизненными планами расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью, не отвечают их творческим возможностям, не соответствуют данным здоровья. Как правило, эти планы сводятся у подростка к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Такие образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда характерная для этих образов завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

"Я в своем представлении - геолог в дальней тайге: мы прокладываем дорогу и рядом со мной мои друзья, - пишет 15-летний Витя из Новосибирска. - Или вдруг - испытатель новых авиалайнеров, когда от твоего умения зависит жизнь очень и очень многих людей. Иногда я - хирург, который делает пересадку сердца умирающему человеку, или просто - врач "скорой". Я задерживаю опасного преступника, я спасаю горящее здание, я..."

Это письмо довольно характерно. Подросток стремится сделать что-то хорошее, важное, социально значимое. Но мечты его еще совершенно детские: главное - быть героем, а в чем и как - дальше видно будет.

"Я только твердо уверен, что, когда мне будет не пятнадцать, как сейчас, а намного больше, я обязательно сделаю что-нибудь такое...". "Когда-нибудь", "что-нибудь такое..." А ведь уже в этом году Виктор должен решать, продолжать ли ему обучение в школе, идти в колледж, в училище или на производство. Готов ли он к этому решению?

И как определить призвание? Ведь только практически, в ходе самой деятельности выясняется, насколько она подходит данному человеку. Все формы деятельности испробовать невозможно. Кроме того, у человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Школьник может стать и водителем, и врачом, и летчиком. Выбрав специальность, человек получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать этот ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. Первый этап его - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (люблю исторические романы, я стану историком), затем - с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным людям, стану врачом; хочу много зарабатывать, как профессия отвечает этому требованию?).

Окончательное принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя, во-первых, определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему и, во-вторых, выбор конкретной специальности. Последовательность этих двух выборов может быть разной. Например, девушка может сначала определить сферу деятельности (хочу быть медиком), а потом уровень ее квалификации (быть ли ей врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой) или, наоборот, сначала выбрать уровень квалификации, а потом уже специальность (буду поступать в вуз, но еще не знаю в какой). Фактически, судя по данным социологов, второй путь встречается чаще: ориентация на поступление в вуз формируется у старшеклассников значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Выбор этот является многоступенчатым. Уже в последних классах ребята должны сделать выбор между социальными ориентациями: на общее образование (дальнейшее обучение в школе) или на профессиональное образование (поступление в колледж или училище). Кто-то выбирает работу с вечерней формой обучения. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии этого решения играет оценка своих объективных возможностей (материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и др.).

Те, кто выбирает профессию или работу, должны сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. У остальных это решение откладывается до окончания школы, причем выбору профессии предшествует широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работу.

Для выбора профессии школьнику необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях и интересах. К сожалению, эту информацию большинство юношей и девушек не получают и выбирают профессию более или менее стихийно. При этом существуют две опасности. Первая - затягивание и откладывание профессионального самоопределения в связи с отсутствием у старшеклассника сколько-нибудь выраженных интересов. Такая задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если учесть, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов повзросления. Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима (ну, когда ты в конце концов определишься? Я в твоем возрасте...), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая состояние тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т.п. Помощь здесь может быть только в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов ребенка, ознакомлении его с разными видами деятельности и практическом приобщении к труду.

Раннее самоопределение обычно считается фактором положительным, но оно тоже имеет свои недостатки. Увлечения подростков нередко случайны. Ориентируясь только на престижность или содержание деятельности, подросток не замечает других ее сторон, например, того, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограничены и т.п. Мир профессий, как и все остальное, часто кажется подростку черно-белым: в "хорошей" профессии все хорошо, в "плохой" - все плохо. Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

Таким образом, и в вопросе о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами и стремлениями. Но чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение, такт, уважение к личности сына или дочери.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру