на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Подросток не может стать полноценным гражданином своего общества и активным участником его развития, если он не будет формироваться и как личность


Психология личности и воспитание подростка в семье




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Важнейшую сторону жизни человека составляют его переживания, чувства, настроения, испытываемые волнения, желания, побуждения

Воспитание чувств у подростка

В связи с бурным общим прогрессом в последние 30 - 50 лет педагогическая общественность и родители уделяли особенно большое внимание умственному развитию детей и молодежи. В этом направлении достигнуты безусловные успехи. Наши дети развиваются значительно быстрее, чем их сверстники, жившие 30 - 50 лет назад.

Однако ребенок не может стать полноценным гражданином своего общества и активным участником его развития, если он не будет формироваться и как личность. Недостаточно уметь здраво и логично рассуждать. Важнейшую сторону жизни человека составляют его переживания, чувства, настроения, испытываемые волнения, желания, побуждения. Без чувств нет и не может быть каких-то мотивов действия, нет стремлений к достижению цели, нет выносливости в горе и неудачах, нет радости победы и гордости сделанных открытий. Без сильных чувств нет сильных желаний, без желаний нет цели, нет активности в ее достижении.

Чувства играют огромную роль в личной и общественной жизни человека. Они придают ей яркость и красоту, делают ее интересной, увлекательной, волнующей. Для чего люди ходили бы в театр, посещали музеи, встречались с друзьями или читали книги, если бы эти виды деятельности не приносили им огромной радости, разнообразных чувств и переживаний? Источником сильных чувств является полезный и творческий труд человека, хотя он вызывает нередко у работающего усталость и нервное напряжение.

Особенно велика роль чувств в различных видах общения людей друг с другом. Каждый человек, наверное, не раз испытывал огорчение, когда встречал непонимание его состояния кем-то другим, человеком, с которым он разговаривал, работал, общался. Нередко приходится видеть равнодушие членов одного рабочего коллектива, школьного класса, даже семьи к переживаниям кого-то из членов этого коллектива. Если нет взаимопонимания, сопереживания, нет и тепла, искренности, доверия друг к другу.

Чтобы понимать поступки других людей, мотивы поведения литературных персонажей, человек не должен быть посторонним наблюдателем происходящих вокруг него событий. Он должен отзываться своими чувствами, своими переживаниями на жизнь близких ему людей. Правильно говорит русская пословица: разделенное горе - половина горя, разделенная радость - двойная радость.

Человек равнодушный, черствый, безразличный к переживаниям товарища пуст и неинтересен кому бы то ни было.

Переживания человека, начиная с раннего возраста, многообразны. Это чувства эстетические, возникающие при встрече с чем-то прекрасным; чувства интеллектуальные, которые вызываются обычно процессом умственного труда, его результатами, радостью познания нового, радостью поиска и умственного усилия. Особенно велика роль нравственных чувств. К ним относятся такие, в которых выражено отношение человека к своей стране, к людям, к труду, к самому себе. Это чувство долга, ответственности, гордость достижениями коллектива, возмущение допущенной несправедливостью, недовольство собой и многие другие. Среди переживаемых человеком чувств одни становятся с возрастом более устойчивыми, осмысленными и многообразными (чувства мировоззренческие), другие ослабевают. Обидчивость, переживание неудачи-чувства сильные и бурные в подростковом возрасте становятся более ровными и спокойными, хотя они и более глубокие, чем у взрослых людей. В отличие от таких простых чувств, как чувство голода или усталости, в основе которых лежат органические потребности человека, высшие нравственные чувства формируются у подростка в его постоянном общении со сверстниками и главным образом в совместной деятельности со взрослыми.

Отношения людей регулируются требованиями морали.

Каждое общество предъявляет свои требования к моральному поведению людей. Эти требования ребенок усваивает в раннем периоде своего развития подражательно. Подросток знает, что обманывать плохо, отнимать игрушку или ударить маленького гадко. Однако эти знания еще не сразу вызывают у ребенка соответствующие чувства. С накоплением жизненного опыта, с расширением общего кругозора изменяются и чувства. У подростка они становятся не только более многообразными, но и приобретают и большую силу, и большую устойчивость.

В основе переживаемых человеком чувств лежат его потребности, т.е. испытываемая им нужда в чем-то. Так, потребность в еде, питье, отдыхе вызывает у маленького ребенка чувства неудовольствия, огорчения. С развитием ребенка изменяются и причины, вызывающие его переживания. Если сначала они имеют подражательный характер и ребенок плачет только потому, что видит слезы матери, то у подростков обычно чувства возникают как реакция на нарушение известных им норм морали: ребята возмущаются допущенной кем-то несправедливостью, испытывают горечь от нарушения дружбы или данного товарищем честного слова. Усвоив эти нормы общественных отношений, подростки начинают все более часто, хотя и не всегда обоснованно, делать обобщения и ориентироваться на требования морали. Этой особенностью объясняются некоторые резкие и уверенные суждения ребят о каком-либо человеке или литературном герое. Его с «ходу" объявляют трусом, предателем или подхалимом, хотя достаточных оснований для таких суждений нет. Эта резкость суждений является следствием еще не выработанного у ребят умения рассуждать, сопоставлять разные обстоятельства, послужившие причиной того или другого поступка человека, и уяснить, что самое главное, а что подчиненное.

Чувства подростка становятся все более многообразными по мере того, как расширяется сфера его собственной практической и общественной деятельности. Появляются новые потребности, в том числе духовные. Подростки наслаждаются музыкой, увлекаются техническим моделированием, компьютерным программированием, горячо и с энтузиазмом занимаются общественной, технической, экскурсоводческой деятельностью, В этих разнообразных видах их жизненного опыта они встречаются с различными людьми, их характерами, их поведением, суждениями, оценками. Что-то подросток принимает, что-то отвергает. Он накапливает множество новых знаний о жизни и труде людей прошлого, о героях, о путешественниках, полководцах, ученых. На базе этих знаний растет осознанное чувство патриотизма. Оно становится и более зрелым, и более устойчивым по мере того, как жизнь и практика, книга и учителя раскрывают перед подростком все более широко и глубоко жизнь окружающих людей, жизнь других народов в разные исторические периоды.

Особенно большое значение в формировании чувств подростка имеют его участие в общественной жизни, выступления в различных олимпиадах, спортивных соревнованиях. Ребята привыкают смотреть на себя как на совершенно зрелых людей. Они действительно многое знают. Однако жизненный опыт их еще очень ограничен. Поэтому все суждения, оценки и решения подростка часто бывают слишком прямолинейными, неправильными, односторонними. Уверенность в своей правоте делает подростка непримиримым по отношению к мнению, словам и оценкам других людей, прежде всего взрослых.

Если для младших школьников основным образцом для подражания был учитель, мнение которого принималось за эталон, то для подростка главным ориентиром в его суждениях являются оценки товарищей по классу. С ними он считается в первую очередь и в оценке других, и в самооценке. Поэтому, когда родители, не соглашаясь с поведением и суждениями своего сына (или дочери), высказывают другое мнение, они встречают резкий и горячий протест. "Родители отстали от жизни, сейчас другие взгляды, другие нормы поведения". Протест еще более усиливается, если родители, не проявляя к подростку достаточного внимания и уважения, начинают иронизировать над его суждениями: "ты еще мал", "что ты в этом понимаешь?", "не тебе судить об этих вещах" и т.д. Такие замечания родителей в адрес "ничего не смыслящих в делах, о которых судят", подростков вызывают у них бурную реакцию или глубокую обиду. Подросток очень самолюбив, он не терпит издевки, иронии, насмешки, не признает тона приказа, безапелляционного требования, которыми нередко злоупотребляют отдельные родители.

"Раз я сказал, чтобы ты прекратил свою дружбу с Витей, значит, должен прекратить, а не рассуждать!" или "я тебе не обязан объяснять, почему не пускаю в туристический поход. Все ребята идут? Очень хорошо, пусть идут, а ты не пойдешь, вот и все!" Такие попытки подчинить себе поведение, суждения и оценки подростка вызывают с его стороны горячий протест. Он отвечает грубостью, дерзостями, непослушанием. Конфликт разрастается и обычно приводит к тяжелым последствиям.

Это же стремление к самостоятельности лежит в основе неправильной оценки подростками ученика, выделившегося в качестве вожака. Ребята подражают ему во всем, начиная с внешней небрежности в одежде, прическе и кончая его отношением к учению, к людям. Необходимо без злобы и насмешки убедить сына (или дочь) в ложности выбранного им авторитета. Показать, что распущенность, трусость, самодовольство он принимает за смелость и оригинальность. Ведь самое важное для родителей не добиться послушания подростка их требованиям, а, изменив его убеждения, перестроить его суждения, которые должны "срабатывать" в самых различных случаях его самостоятельной жизни.

Как уже говорилось на предыдущих страницах нашего сайта, подростка начинают интересовать вопросы отношения между полами, вопросы дружбы и любви, возникают новые чувства увлеченности, привязанности, первой робкой любви. Ребята обычно стесняются проявлять их, скрывают от других переживания, порой горькое разочарование, муки ревности, обиды и другие ранее не известные им чувства. При этом особенно важен такт родителей, их доверие и уважение к подростку. Любая попытка очернить выбранную девочку или мальчика, посмеяться над ранним романом или бестактные замечания о женихах и невестах вызывают бурный протест и дерзкие выходки со стороны подростка. Это реакция самозащиты. Она естественна. Ведь даже тогда, когда сам подросток убеждается в том, что он ошибался, что в словах отца, показавшего ему подлинный облик выбранного "предмета", много справедливого, даже и тогда он часто долго и с прежней горячностью отстаивает свое мнение, зная, что неправ.

Конечно, мнение родителей, авторитетного учителя имеет огромное значение в формировании взглядов подростка, в воспитании его чувств. Однако это влияние может быть действенным только тогда, когда сами отец, мать или учитель оказываются безукоризненно честными перед всеми и перед подростком в особенности. Малейшая лживость, неискренность, уход от решения трудного вопроса, несправедливость остро воспринимаются подростком. Авторитет катастрофически разрушается, опрокидывая и веру подростка в высоту лучших нравственных качеств людей. Естественно, что завоевание авторитета близким подростку лицом есть результат длительного процесса, который начинается в раннем детстве и к подростковому возрасту проявляется в чувстве большого доверия к духовному миру отца или матери.

Поведение подростка бывает очень трудным для родителей, потому что он именно в это время сталкивается с множеством противоречий. О некоторых из них было сказано выше. Но ведь трудно не только взрослым. Трудно и подросткам, которые попадают в конфликтные отношения с семьей, с учителями, а порой и с товарищами. Они оказываются в положении "вне игры", и эта отчужденность мучает и угнетает ребят. Но сами они обычно не могут найти выхода из сложившейся системы их взаимоотношений с другими, а ложное самолюбие препятствует им обратиться за советом к кому бы то ни было и тем показать свое "поражение".

Вот почему так велика роль взрослого, близкого к подростку человека, прежде всего отца, матери, старшего брата или сестры, именно в воспитании его чувств. Важно, чтобы он знал, что может обратиться к такому близкому человеку в любых обстоятельствах, что он встретит внимание к своим переживаниям и найдет поддержку, дельный дружеский совет.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру