 Услуги специалиста
|
Подросток и сверстники
Итак, друзья подростка - это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.
С переходом ребенка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как
взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью
подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к
общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного
коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и
складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и
признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет
ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет
лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности
подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее.
Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется
главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми авторитетными бывают
отличники, безоговорочно выполняющие требования учителей, родителей. У ребенка,
вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет
опыт общения с людьми. Это, естественно, ведет к желанию самому разобраться в
поступках людей и их отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система
требований и отношений, при которой он находится в полной зависимости от оценок
взрослых. В коллективе подростков начинает вырабатываться новая система
критериев оценки поведения и личности человека, возникает своеобразная
"переоценка ценностей", складывается новая иерархия морально-этических
требований. Становление нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано
с этими новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности подростка.
Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?
Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину. В начальной школе ребенок
отличался активностью, начитанностью, хорошим поведением - словом, во всем
являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне немотивированно
"меняться на глазах". У него портятся отношения с товарищами, ему не хочется
идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает уроки, становится
дерзким, а порой и грубым. В чем причина этих изменений? Оказывается, в классе
его прежняя "образцовость" перестала быть значимой для ребят, пошатнулась
непререкаемость его авторитета. Теперь ребята больше общаются друг с другом,
лучше узнают друг друга, и многое открывается им по-новому. Выясняется, что
кто-то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-то -
лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.
Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений встает
перед ребенком, возникают необходимость в нем разобраться и возможность ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая
товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще
бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются
они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья
подростка бывают для него и "самыми умными", и "самыми красивыми", и "самыми
веселыми". Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к
их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и
недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в
себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны, они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик
подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к
делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой
стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг к другу и
проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства,
похвальбы, подчеркивания своих, пусть даже и действительно имеющихся достоинств.
Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как не
соответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться непостоянство, текучесть отношений. Это
также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого
возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение
влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное как
свидетельство постоянной внутренней работы, "примеривания" поступков и отношений
людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним"
среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное развитие
подростка невозможно без общения со сверстниками.
Именно коллектив может стать опорой для воспитателя в сложных ситуациях, влияние
коллектива на подростка может быть очень благотворным. Но воспитатель - это не
только учитель, но и мы, родители. И нам необходимо помнить, что коллектив
сверстников сына или дочери может быть нашим надежным помощником. Увидеть в
друзьях подростка своих помощников можно, если относиться к ним с доверием и
уважением. Беседы с друзьями подростка помогут нам многое увидеть в новом свете.
В этих беседах вы можете привлечь подростков к обсуждению моральных понятий,
подсказывать им нравственные оценки, пути принятия тех или иных решений.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в
коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой
стесняется проявить свои достоинства, - тут-то и нужна помощь родителей.
Помогите подростку разобраться в себе: подскажите ему, что в нем хорошего, чем
он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подскажите ему
пути преодоления недостатков. Помогите вашему ребенку понять, как он выглядит в
глазах других. Ни одна ссора вашего сына или вашей дочери с друзьями не должна оставить вас равнодушным.
Именно в семье складываются, формируются те способы общения, с которыми
подросток идет к товарищам. Умеет или не умеет подросток найти общий язык с
товарищами, проявить себя в коллективе - в значительной степени зависит от нас, родителей.
Человек в современном цивилизованном обществе немыслим без коллектива. Чтобы
подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей
богатейшей практикой коллективистских отношений: уметь согласовывать свои
желания и интересы с желаниями и интересами коллектива, научиться радоваться
общим радостям, печалиться общими печалями, соотносить свою деятельность с
общими целями. И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей
- неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами.
Это стремление подростка к общению важно направлять в нужное русло, и роль
направляющего должен обязательно принять на себя взрослый. Коллективизм -
качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно
проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности подростка,
мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.
Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе -
классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами. |