на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания


Психология личности и воспитание подростка в семье




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Приобщение подростка к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру

Подросток в мире прекрасного

Мир прекрасного... Приобщение подростка к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности во впечатлениях эстетического характера", - писал В.А. Сухомлинский. Он стремился научить каждого своего воспитанника "...жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом". Приобщение подростка к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.

Важнейшим средством приобщения подростка к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Воспитание у подростка умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное - все это обеспечивает художественная деятельность. Включение в нее особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная деятельность несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в подростковом возрасте. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.

Известно влияние в этом возрасте сверстников, той контактной группы, к которой подросток принадлежит. Характер присвоения художественных ценностей, отношение к ним зависят от особенностей развития мальчиков и девочек. Так, у девочки в подростковом возрасте в большей степени, чем у мальчика, имеются повышенное внимание к собственной внешности, забота о том впечатлении, которое она производит, болезненная чувствительность и ранимость, если ее самооценка своих внешних данных низкая.

Мальчик-подросток не так чувствителен к своим внешним данным, но и он далеко не безразличен к своему положению в среде сверстников, собственному престижу в их глазах. И все это нередко сочетается со стремлением подростка казаться независимым, самостоятельным, равнодушным к мнению окружающих. Отсюда и некоторые особенности в восприятии и переживании эстетических явлений у подростков.

Потребность в эстетических впечатлениях и верное восприятие эстетических явлений воспитываются в самых различных областях искусства. Необходимо заботиться о приобретении подростком известных знаний и умений и обогащении опыта общения с искусством. При этом в подростке вырабатываются эстетические потребности и вкусы: тяга к занятиям искусством, умение отличать подлинно прекрасное от подделки, низкопробности, пошлости. Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности подростка, его способностей, условий жизни семьи.

Художественная деятельность как присвоение художественных ценностей невозможна без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Уровень эстетической воспитанности подростка определяет те приобретения, которые он сделал, побывав в музее, на концерте, на спектакле в театре. Но и сам этот уровень - производное от опыта и знаний, которые обогащаются через восприятие образцов подлинного искусства. И не очень подготовленный в эстетическом отношении подросток сумеет многое увидеть и услышать, если у него создана установка на восприятие произведений искусства, которая во многом определяется влиянием семьи.

"Стоит ли доказывать, - писал композитор Вано Мурадели, - что страстное увлечение детей музыкой, всем неисчерпаемым богатством возникает под непосредственным влиянием семьи, ее быта и прежде всего - под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают хорошие записи не только бытовой, но и оперной, симфонической и камерной музыки".

Восприятие произведений искусства - это сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Мало кто из родителей беспокоится о том, любит ли их ребенок театр, ходит ли он туда по собственному влечению или только с классом, по инициативе классного руководителя, бездумно подчиняясь его выбору, его вкусу. Оказывается, вопрос этот не такой уж праздный. Уровень восприятия, само поведение на спектакле имеют свои особенности и во многом зависят от возраста и подготовленности подростка и от того окружения, в котором он находится в театре.

Воспринимая спектакль, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи спектакля, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами восприятия подростка. Такое ограниченное, неполноценное восприятие спектакля нередко определяется влиянием товарищей, их реакцией. Подросток озабочен мнением о себе сверстников, он эмоционально напряжен и не может полностью включиться в то, что происходит на сцене. Подросток даже боится проявить свои чувства растроганности, волнения, сопереживания, ибо ему кажется, что над ним будут смеяться, заподозрят в "детскости" и т.д.. Особенно выражена эта зависимость от сверстников у подростков-мальчиков.

Девочки более свободны в проявлении чувств, но нередко их чувства, вызываемые спектаклем, бедны и ограниченны, ибо обращены лишь на себя: "А я, хуже или лучше ее?" И семья, и школа обязаны работать над преодолением этой ограниченности. Воспитание у подростков общей культуры, выработка самостоятельности суждений, любви к искусству - все это способствует глубине и полноценности художественного восприятия. У воспитанных в художественном отношении подростков нет стеснения друг перед другом, "оглядки" на соседа в зрительном зале. Для них и культпоход класса, и самостоятельное посещение театра одинаково ценны. Обмен мнениями с товарищами, разговор о впечатлениях от спектакля с родителями способствуют художественному и нравственному обогащению личности подростка.

Многие особенности восприятия спектакля, его нравственных идей, всего богатства его художественных средств аналогичны восприятию подростком других произведений искусства: телевизионной постановки, кинофильма, а нередко и художественной литературы. Задачи и средства воспитания здесь во многом общие.

Однако художественная деятельность подростка - это не только восприятие искусства, но и его воспроизведение. "Каналы восприятия и воспроизведения" не совпадают: восприятие может быть достаточно богатым, эстетически полноценным, а воспроизведение, т.е. собственное исполнение, примитивным и несовершенным, ибо оно требует существенных художественных умений в данном виде искусства (в рисовании, музыке, пении, драматизации и др.).

Однако подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Его интерес несомненен и тогда, когда он смотрит картины в музее, слушает музыку, «путешествует» с героями телепередач. Но при всем этом он только лишь зритель, слушатель, наблюдатель. Он же хочет действовать сам, тем более что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников. И активная художественная деятельность может помочь в этом. К сожалению, нередко в наши дни средством такого самоутверждения у подростков становятся массовые увлечения, которые имеют своим механизмом подражание и психическое заражение. К массовым увлечениям подростков относятся такие, например, занятия, как игра на гитаре, запись на диски, мобильные телефоны или "съемную память" музыкальных произведений, обычно очень модных, и слушание их в компании сверстников на квартире у одного из них, собственное исполнение популярных мотивов и т.д.

Исследователи массовых увлечений в подростковом и юношеском возрасте считают, что они возникают в результате противоречия, отличающего подростка: богатство желаний, с одной стороны, и ограниченность знаний, умений, опыта, которые необходимы для их осуществления, - с другой. Подвержены массовым увлечениям обычно подростки, у которых нет ярко выраженных, серьезных интересов. Включение подростка в занятие, которое определяется массовым увлечением, чаще всего не требует каких-то способностей, большого труда, специальных знаний и умений. Вместе с тем это занятие удовлетворяет, хотя и на довольно примитивном уровне, тягу к активному действию в области искусства и создает удобную возможность для самоутверждения подростка: он умеет играть на гитаре, он поет и даже сочиняет песни, у него много наимоднейших "дисков" и т.д.

Опасность таких массовых увлечений еще и в том, что они становятся источником распространения не только легкой, развлекательной, но и нередко низкопробной музыки: этому способствуют те "самодеятельные" записи, которые делаются самими ребятами. Очень хорошо пишет о такой опасности композитор Д.Б. Кабалевский: "Человек, знающий, любящий и понимающий серьезную музыку, обычно ценит и прелесть легкой музыки, всегда умея при этом отличить хорошее от плохого. А вот те, кто не хочет знать никакой другой музыки, кроме легкой, даже в этом узком мирке развлекательности никак не могут понять, что хорошо, а что плохо".

Подростки, для которых мир искусства ограничен массовым увлечением, как раз не могут и не стремятся понять, что хорошо, что плохо.

Занятия, порождаемые массовым увлечением, нельзя просто запретить. Обычно меры запрета и принуждения приводят к обратному: увлечение подростка становится той "горячей точкой", в которой фокусируются его отношения со взрослыми, и он будет отстаивать право на свои занятия уже как право на самостоятельность и независимость. Однако можно использовать стремление к занятиям искусством вместе со сверстниками и на этой основе создавать условия для приобщения подростка к подлинным ценностям. Многие из подростков, кто сегодня увлечен только развлекательной музыкой, не откажутся изучать серьезную музыку, если будет создана возможность организовать творческий коллектив, приобрести инструменты, пригласить знающего руководителя. И, как показывает опыт, здесь не будет недостатка в желающих стать членами этого коллектива.

Вместе с тем надо иметь в виду, что формирование хороших вкусов, так же как и приобретение соответствующих умений, начинается с самых ранних лет. Это главное условие подчеркивают все деятели искусства, искренне озабоченные проблемами эстетического воспитания подрастающего поколения. В подростковом возрасте появляется умение оценить, что же дает общение с искусством. Укрепляется серьезное к нему отношение, глубокий и осознанный интерес.

Мы беседуем с группой школьников-восьмиклассников, активных и увлеченных участников театральной студии. Уже три года они репетируют, спорят о трактовке той или другой роли, готовят реквизит, оформление, выступают в спектаклях. Так поставлено дело в студии, что каждый из них не только актер, но и осветитель или художник, или просто "рабочий сцены". Они единодушны, когда их спрашивают о том, чем привлекает их студия. "Всем", - отвечают они. Для них интересны сам процесс выбора пьесы, ее разбор, оценка, репетиции, спектакли не только в своих стенах, но и выездные. Участие в работе студии удовлетворяет стремление к творческой деятельности, способствует содержательному общению подростка с товарищами, воспитывает эстетические вкусы.

А вот в ответах на вопрос о том, как относятся к их увлечению родители, студийцы далеко не единодушны. "Моя мама очень интересуется моей работой в студии. Я советуюсь с ней о том, как лучше подготовить роль, она меня критикует, если я "переигрываю", "комикую" (мне часто поручают роли комических персонажей)", - говорит Рита К. Но такие ответы мы услышали не от всех участников студии. Ребята говорили и о равнодушии родителей, и даже о сердитых и колких упреках - дескать, артистом ты не будешь, зачем же тратить время на репетиции, спектакли, выезды? Не лучше ли делом заняться?

Такое непонимание родителями обижает, утрачивается возможность контактов между детьми и взрослыми, снижается родительский авторитет. Впрочем, независимо от отношения родителей эти мальчики и девочки вряд ли расстанутся со своими увлечениями, хотя большинство из них пока не думают о профессии актера.

Занятия художественной деятельностью в подростковом возрасте ценны не столько своей профессиональной направленностью, сколько влиянием на общее развитие личности подростка, обогащением ее духовной культуры. Родители могут помочь подростку преодолеть трудности, подбодрить при неудачах, найти меру нужной самооценки своих успехов.

В театральной студии, в танцевальном ансамбле, в музыкальной группе успех зависит от дружной и слаженной работы всего коллектива. Достижение успеха, высокая оценка работы художественного коллектива слушателями - детьми и взрослыми - вызывает общую радость, переживание большого удовлетворения. Пусть кто-то умеет лучше, учится быстрее. Неплохо, если он поможет товарищам преодолеть трудности, будет способствовать налаживанию общей работы.

Однако бывает и так, что у подростка, обнаружившего известные способности в творческой художественной деятельности, появляется чувство превосходства над другими, непомерно высокий уровень притязаний, представление о своей исключительности. Этому может способствовать постоянное выдвижение его на первый план в общих выступлениях коллектива. И в этом возрасте тоже может быть "испытание успехом", и не каждый его выдерживает. Для растущего человека с неустойчивыми самооценками такое испытание трудно, и не каждый сразу научится, как говорил К. Станиславский, "любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Тут и обнаружится "вдруг" и душевная глухота, и равнодушие к чужой боли, и неспособность к сопереживанию.

Внимание родителей к формированию характера сына или дочери, трезвая и спокойная оценка их успехов и неудач - существенное условие развития личности каждого подростка, в том числе и средствами художественной деятельности, в которой и этическая, и эстетическая стороны находятся в единстве.

Надо учитывать в то же время, что пережитый успех, радость достижения цели многим подросткам помогают поверить в свои силы, утвердиться в собственных глазах и мнении товарищей.

На Дворцовой площади проходит экскурсия ребят-семиклассников. Обычная картина. Необычно лишь то, что в качестве экскурсовода выступает их одноклассник Игорь П. Вот он подвел свою группу к Зимнему дворцу и с большим знанием дела рассказывает ребятам об этом замечательном памятнике культуры. Среди экскурсантов несколько взрослых - это родители учащихся, в том числе родители Игоря. С удовольствием слушают они сына, раскрасневшегося от волнения, сумевшего вызвать интерес своих товарищей. А ведь не так давно Игорь считался трудным подростком, хотя семью Игоря, в которой он - единственный ребенок, неблагополучной не назовешь. Отец его архитектор, мать - инженер-конструктор. Игорь имел все условия для занятий, но учился неровно, получал и двойки, которые болезненно переживались в семье.

Родители хотели видеть в сыне способного, одаренного человека. Игорь проявлял способности к рисованию, много читал, особенно книги по архитектуре. И вдруг - двойки. Страх получить плохую оценку и быть лишенным права заниматься любимым делом висел над Игорем, как дамоклов меч. Неудачи в учении и реакция на них в семье озлобляли Игоря, он стал раздражительным, легко взрывался истеричными слезами. Отношения с товарищами не ладились.

И вот такая картина: Игорь в роли экскурсовода передает другим свои знания, свою увлеченность. Это уже не первое его выступление в этой роли: в школе идет конкурс "Город Петра", и Игорь выполняет ответственное поручение. Успешное выступление Игоря в этом амплуа заставило родителей многое пересмотреть во взаимоотношениях с сыном, отказаться от раздраженных нотаций и запрещений, создать более благоприятную обстановку в семье. Постепенно и взаимоотношения в классе менялись к лучшему. Так переживание успеха, общественная отдача в занятиях искусством поставили подростка в новую позицию, стали отправным пунктом для перестройки его характера.

Большое художественно-воспитательное значение имеют занятия подростков различными видами прикладного искусства (резьба по дереву, художественная фотография, вышивание и многое другое). Обычно виды прикладного искусства связаны с народными традициями, характерны для той или другой страны или региона: в Вологде или Ельце это традиционное плетение кружев, в Украине - художественная вышивка, в Дагестане - чеканка. Можно привести примеры, как школьники помогают сохранить народное ремесло. Мальчики и девочки из небольшого поселка Злынка Брянской области возродили замечательное искусство резьбы по дереву, бывшее когда-то традицией злынковцев, а теперь постепенно утраченное.

Ребята отправились в поиск, нашли старых мастеров, которые с большим удовольствием стали учить их. Оказалось, что в этом деле требуются и большое терпение, и художественный вкус. А главное, есть возможность проявить творчество, фантазию, собственную индивидуальность. Так через прикладное искусство возникает общение с прекрасным, постижение его в творческой работе.

Творческая художественная деятельность, в которую включается подросток, обладает большими возможностями влияния на его духовный рост, совершенствование его личности.

Искусство, которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру