на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах


Психология личности и воспитание подростка в семье




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде

Роль и место труда в воспитании подростка

В плохом настроении пришла домой дочь. Оказывается, она вместе с подругами подготовила и провела с учениками младших классов очень интересное собрание в виде игры. Малыши и их старшие товарищи были довольны и договорились о новых встречах. Но все настроение девочке испортила классная руководительница: она никак не отметила это событие, не похвалила ребят. "Теперь пусть кто-нибудь другой все делает - тот, кого хвалят", - заявила дочка. Родители возмутились: "Как так, всем было интересно, малыши в восторге, а ты не довольна только потому, что тебя не похвалили. Ради этого, что ли, ты старалась?" Беседа пошла о том, что всякое полезное и доброе дело делается ради него самого, а не ради похвалы.

Подростку надо помочь понять и крепко усвоить, что ценность человека определяется тем, насколько он готов понять общественные интересы, насколько они стали его собственными, личными. Говоря о нравственном облике подростка, нельзя забывать, что коллективистская направленность его личности формируется в общественно полезной деятельности. То, как он понимает свои обязанности перед коллективом, перед обществом, какую позицию занимает в общественно-трудовой жизни, какими мотивами руководствуется в своих поступках. Мотивы его деятельности в значительной мере определяются семьей.

Подросток - член коллектива сверстников. А это создает условия для активизации воспитательного влияния, направленного на формирование гражданского самосознания подростка, приобщения его к самостоятельной и активной деятельности в коллективе. Внимание родителей к общественной жизни подростка, помощь советом, а иногда и личным участием в коллективных делах класса имеет особое значение для воспитания подростка. Нередко отношение родителей к общественным обязанностям ребенка оказывается решающим в формировании его личности.

Например, мальчик спешит на сбор, ему поручено принести картон. Все вместе будут готовить макет школы, и каждый получил задание, выполнить которое необходимо, чтобы не сорвать коллективную работу. Мама, не желая вникать в существо дела, заставляет сына сейчас же (!) пойти в магазин за покупками (хотя сделать это мальчик мог и позже). "Подумаешь, макет будут делать, кому это нужно?!" Пренебрежение к общественному долгу ребенка или просто равнодушие рождает и у него такое же чувство.

Уважение к коллективу, к коллективному делу, коллегам по работе, - одна из сторон гражданского воспитания. Вырастить гражданина своей страны - ответственная задача родителей.

Воспитанное чувство долга перед родителями, коллективом, страной как черта характера проявляется во всем и по отношению ко всем: к семье, коллективу, обществу.
 
Чувство гражданского долга с особой интенсивностью формируется, когда ребенок вместе со своими товарищами осуществляют совместную деятельность. Это важный этап гражданского воспитания. Осознание подростком своей нужности и появление чувства взрослости - явления взаимообусловленные. Для подростка характерно стремление активно участвовать во всем, что происходит в коллективе сверстников. Это связано с потребностью к общению с одноклассниками, желанием делать полезное дело, успешное выполнение которого позволяет подростку занять свое место в коллективе, заслужить признание друзей.

Самоутверждение ребенка в коллективе - процесс иногда болезненный, трудный. Родители должны помочь ему в этом, а главное - не погасить тот огонек, с которым подросток обычно начинает свою общественную жизнь. Уже при приеме в коллектив (отряд), когда обсуждается кандидатура каждого, ребята высказывают свои суждения о нем: старается ли он учиться, выполняет ли общественные поручения, задания коллектива, как выполняет, хорошо ли относится к своим товарищам. Ответы на эти вопросы определяют общественную оценку личности подростка. Расспрашивая сына или дочь об этом сборе, родители узнают много интересного и иногда неожиданного для себя.

Иногда занять активную позицию в классе, в отряде подростку мешает его неумение разговаривать с товарищами, быть организатором или излишняя застенчивость. Родители могут здесь оказать ребенку неоценимую помощь. Она начинается с проявления живого интереса к делам сына или дочери: "У тебя есть в отряде общественное поручение?", "Как ты его думаешь выполнять?", "Что надо, чтобы дело было сделано на совесть?" Это является стимулом для общественной активности ребенка. Обсуждение же с ним его маленьких дел, забот, сомнений не только рождает доверие младшего к старшему, но и помогает подростку реализовать свое стремление к самостоятельности, взрослости.

В отряде, в школе формируется гражданское самосознание подростка, его интерес к общественной жизни страны. Ребята обсуждают на уроках, на сборах вопросы общественной жизни, пытаются давать свои оценки ряду явлений. Этот интерес необходимо поддерживать дома, активизировать его.

Малый жизненный опыт школьника, ограниченность сведений об окружающем мире заставляют его прислушиваться к мнению взрослых, в первую очередь тех, кто является для него главным авторитетом. В семье чаще отец выступает в роли "общественного обозревателя". Он рассказывает о наиболее важных событиях, оценивает их.

Интерес подростка к общественной жизни, чтению журналов, просмотру передач о текущих событиях по телевидению и слушанию их по радио в значительной мере зависит от семьи. Пробуждение и поддержание такого интереса происходит в непринужденной обстановке: "Ты слышала, сегодня по радио передавали, что начато строительство новой Федеральной трассы?". Девочка не слышала, но заинтересованно стала спрашивать, что это значит. Ответы отца заставили задуматься над новыми вопросами, а на завтра - узнать у одноклассников, что они слышали, что знают. Это обогащает коллективное общение, расширяет круг интересов подростков.

Уважение, с которым относятся ребята к "разбирающимся" сверстникам, поддерживает интерес, пробужденный дома в беседах с родителями. Иногда родители в обсуждении вопросов общественной жизни допускают ошибки. Критицизм и нигилизм, с которыми мы сталкиваемся, нередко легко воспринимаются подростком, что в формировании его гражданских взглядов может сыграть только отрицательную роль. И дело не в том, что что-то критикуется, а в личной позиции критикующего по отношению к негативным явлениям.

- Представляешь, сегодня у нас шеф хвалил Сидорова, а все знают, что он только хорошо говорит, а работает плохо, ленив и бестолков.
- Может, начальник, который хвалил, не знал, что он плохой?- обращается дочь к отцу.
- Конечно, не знал.
- Так надо ему рассказать.
- А кому хочется связываться?

Девочка верит в справедливость, честность отца. Она ждет от него мужественного поступка.

- А ты бы ему все и сказал.

Большой урон делу воспитания наносит откровенная позиция невмешательства, желание, чтобы кто-то другой, а не он, боролся со злом. Эта позиция, если с нею ребенок сталкивается в семье, принимается им.

Подростки сломали кодовый замок в подъезде, исцарапали гвоздем стенки нового красивого лифта - это не просто невинные шалости. Безнаказанное повторение таких поступков рождает пренебрежение к общественным нормам поведения, людям, их труду. Используя желание подростков быть взрослыми, самостоятельными, родители смогут влиять на развитие их гражданских чувств, их гражданской сознательности, указав на дела действительно серьезные, общественно полезные.

Труд имеет огромное значение на всех этапах становления личности. Он лежит в основе нравственного воспитания.

Многогранна трудовая деятельность школьника-подростка. Ему органически присуще стремление трудиться. Но это вовсе не значит, что он всегда и при любых условиях будет охотно участвовать в полезных обществу, но не вызывающих у него положительных эмоций делах. Подросток (в первую очередь младший) - еще ребенок, и труд должен вызывать у него интерес. Потому-то надо облекать трудовую деятельность подростков, особенно младших, в занимательные формы, окрашивать ее романтикой, что диктуется психологическими особенностями детей этого возраста, потребностью их в романтике.

В процессе организованного коллективного труда у подростков к интересу постепенно присоединяется и чувство долга, появляется наслаждение трудом как, "игрой физических и интеллектуальных сил". При этом у них вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Задача заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.

Родителям важно знать, что для формирования психологической готовности подростка к труду имеет значение равное вовлечение в трудовые дела мальчиков и девочек без различия между ними. Это особенно важно в подростковый период, когда у ребят еще нет таких форм трудовой деятельности, которые по специфике производства требовали бы исключительно мужского или женского труда. Что касается различной реакции девочек и мальчиков на различные виды работ, то это - результат сложившихся традиций, а отнюдь не врожденная склонность мальчиков или девочек к тем или иным видам труда.

Конечно, есть ряд работ, которые в большей или меньшей степени соответствуют полу и, следовательно, дают больший эффект в руках или мальчиков или девочек. В части точных движений и внимательности девочки обгоняют мальчиков. Опыт показывает, что если дать различные виды работы подросткам на выбор, то, как правило, девочки предпочитают более спокойные, требующие меньше резких движений, меньшей затраты физических сил, хотя порой и более сложные. С этим нельзя не считаться. В то же время необходимо привлекать мальчиков наряду с девочками к бытовым видам труда, в том числе стирке, мытью посуды, починке предметов домашнего обихода, ко всему, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья многое может и должна делать по воспитанию у детей любви к труду. Именно в семье, где каждый из взрослых является членом какого-либо производственного коллектива, важно с ранних пор формировать психологическую готовность ребенка участвовать в производительном труде, необходимом обществу. Помогая школе, родители должны внушать своим детям-подросткам, что везде и всегда нужны высококвалифицированные мастера своего дела, что работа - это не только долг человека перед обществом и своей семьей, но и обогащение личности, участвующей в создании материальных ценностей для всех.

Чтобы овладеть высокой квалификацией, надо иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий круг духовных интересов. Это откроет молодому человеку дорогу к профессиональному росту, к мастерству, и, как следствие – к высокой оценке результатов его труда (в том числе и к высокому материальному вознаграждению). Обо всем этом надо говорить с подростками.

Но слово родителей должно подкрепляться делами, правильным отношением к труду вообще, к трудовым делам класса, где учатся сын или дочь. К сожалению, некоторые родители пытаются оградить своих детей от физического труда. Одна мама, чтобы освободить сына от работы в в трудовом лагере на селе, сама поехала туда в качестве повара. Такая позиция ничего, кроме вреда, принести не может.

Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде. Домашний труд вырабатывает положительное отношение детей к неэмоциональным видам работ, без чего невозможно формирование должного отношения к любой деятельности на общую пользу. Однако организован домашний труд подростка плохо. Родители, вовлекая школьников в трудовую деятельность семьи, нередко при этом не учитывают особенностей психологии подростка, в частности его потребности в самостоятельности. Отсюда домашний труд нередко приобретает форму "работы на побегушках": "сбегай, отдай туфли в ремонт" или "сходи в магазин". Легко понять, что поручения такого рода часто вызывают внутреннее сопротивление подростков, стремящихся к самоутверждению. Не потому ли, чем старше подросток, тем менее он проявляет желания участвовать в домашнем труде? Показательно, что к выполнению отдельных поручений родителей положительно относятся лишь 17 % ребят, в то время как к значительно более тяжелому труду по присмотру за малышами, где можно проявить свое "я", 68 % детей-подростков. А работа по принуждению не может развить ни трудолюбия, ни чувства ответственности.

Некоторые матери упорно стараются избавить сына или дочь даже от малейшего участия в домашнем труде, другие, и таких родителей немало, привлекают детей к работе по дому лишь время от времени, случайно. Те привыкают к тому, что и без них можно обойтись, что их усилия не обязательны для нормальной организации жизни семьи. Эта привычка порождает в сознании подростка (о чем он не всегда отдает себе полный отчет) отношение к домашнему труду как к делу второстепенному, которое выполняется как бы само собой, без всяких усилии. Между тем постоянные и твердо очерченные трудовые обязанности подростка в семье, его систематический труд наравне со всеми порождают привычку к трудовому усилию, без чего немыслимо воспитание трудолюбивого человека.

Часто можно наблюдать, как трудно подростку бросить увлекательную книгу и взяться за пылесос или переключиться на мытье посуды. Как поступить в этом случае? Ответить на это непросто. Если действительно необходимо что-то сделать быстро и, кроме сына, это сделать некому, надо не приказывать, а попросить, извинившись при этом, что вы отвлекаете его от важного дела, и объяснить неотложность выполнения просимого. Воспитать трудолюбие у подростка - это значит добиться того, чтобы при малейшей необходимости у него сработали привычка, чувство долга.

Обычно же мать многократно напоминает, потом приказывает, наконец возмущается. Под воздействием воли взрослого (а иногда и чтобы избежать ругани и шума) подросток начинает что-то делать по дому. Но работа под нажимом, по принуждению не воспитывает у него любви к труду. Важно, чтобы подросток знал, что он работает наряду со взрослыми и как взрослый, что семье нужна его помощь - посильная, но всерьез. Необходимо все время помнить, что у детей подросткового возраста обострено чувство собственного достоинства и они болезненно переживают любые попытки подавить их самостоятельность. Без привычки к систематическому труду у ребенка будут срывы, невыполнение порученного дела. Нельзя при этом ругать, унижать сына или дочь. Правильнее сказать: "Думаю, ты не выполнил поручение случайно; уверена, больше этого не повторится".

Нередко у взрослых членов семьи не хватает терпения "уговаривать", "упрашивать" подростка помочь по дому. Их раздражает неумение, медлительность сына или дочери, их внезапное отключение от дела, погружение в себя, в свои мысли, мечты. И родители выполняют работу сами. Так постепенно обязанности подростка переходят к взрослым членам семьи.

Чтобы не дергать детей, не держать их на побегушках, надо, обсудив с ними возможный круг их постоянных обязанностей, предложить им самим выбрать для себя наиболее привлекательное дело. Младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, подметать или пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко (за тем, чтобы все это было дома, следит сам ребенок); ухаживать за животными, если они есть в доме (особенно в том случае, когда они появились по просьбе ребенка). Возможно, что однажды все останутся без хлеба, молока. Пусть подросток осознает свою вину, это только повысит у него чувство ответственности.

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении того, что надо купить, в составлении бюджета семьи, в планировании свободного времени, каникул и летних отпусков. Это не только приобщит их к труду, но и сблизит со взрослыми. И тогда они с удовольствием произведут генеральную уборку, помогут в приготовлении праздничного обеда, в проведении косметического ремонта квартиры. Главное, чтобы в совместной работе с родителями сын или дочь ощутили себя полноправными участниками общего дела, учились умению выполнять любую домашнюю работу, в том числе и "неприятную", "грязную".

Деление домашней работы подростков на "приличную" и "неприличную", несомненно, приносит вред. Как показали исследования, проведенные одним из авторов этого сайта, из числа старших подростков, участвовавших в домашнем труде, 74 % подметают и пылесосят, 61 % протирают пыль, 48% моют в квартирах полы, но только 3 % убирают туалеты и только 0,5 % из них при этом моют унитазы. Многих родителей даже сам вопрос об этом виде домашнего труда явно шокирует. Эта работа для их детей "неприличная, грязная", заявляют они. Не удивительно, что и дети этих родителей начинают делить труд на "чистый" и "грязный". Такое избирательное включение подростков в домашнюю работу наносит серьезный вред их нравственному развитию, вырабатывая иждивенческие настроения. Между тем домашний труд подростков ценен далеко не утилитарными результатами. Его главная цель - выработать уважение к любому труду, в том числе и к самым неэмоциональным, "черновым" его видам.

Плохо, когда домашний труд подростков направлен на удовлетворение только личных потребностей; выполняя разнообразный труд в семье (в том числе труд по обслуживанию самих себя), школьники, к сожалению, мало включаются в такие виды домашних работ, которые связаны с общими интересами нескольких семей, интересами рядом живущих людей (соседей). Повторяем, домашний труд лишь в том случае окажет воспитательное воздействие на подростков, когда он не только объективно полезен, но и, а это главное, когда взрослые относятся к работе школьника по дому как к труду равноправного члена семейного коллектива. В этом случае находят удовлетворение потребности подростка в самостоятельности, взрослости, признании его прав, что создает в семье отношения взаимной ответственности и доверия. У подростка формируется уважение к будничной, малоинтересной, но полезной для семьи деятельности, вырабатывается уважение и правильное отношение к любому полезному для общества труду, к людям труда.

Родителям необходимо понимание того, что приучение ребенка к труду - это тоже труд и труд, требующий терпения, выдержки, знания возрастной психологии и индивидуальных особенностей своих детей. Хорошую службу может сыграть повышение престижа домашнего труда в глазах детского коллектива. С этой целью объединяются педагоги и родители.

Многих подростков волнует вопрос: заканчивать образование в школе или пойти учиться в колледж, училище. Решить его - значит решить серьезную и вполне "взрослую" задачу: выбрать будущую профессию, а в известной мере - определить жизненный путь.

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают, где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно.

Воспитание в подростке семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания подростка непростительно.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру