на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

При большинстве заболеваний подросткового возраста освобождение от физкультуры не только не помогает улучшению здоровья, но и усугубляет болезненные явления в организме


Предупреждение заболеваний подростка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Наиболее распространены в подростковом возрасте болезни органов дыхания

Лечебная физическая культура

Желание заниматься спортом, закаливать свой организм иногда не может быть осуществлено немедленно из-за состояния здоровья подростка. Родителей в таких случаях волнует, что можно и нужно делать, можно ли заниматься физкультурой или необходимо освобождение от нее.

Прежде всего следует учесть, что при большинстве заболеваний подросткового возраста освобождение от физкультуры не только не помогает улучшению здоровья, но и усугубляет болезненные явления в организме. Тем не менее обычные занятия по программе, рассчитанной на здорового подростка, при отклонениях в состоянии здоровья должны быть видоизменены и всецело подчинены главной цели - всестороннему восстановлению здоровья.

Наиболее распространены в подростковом возрасте болезни органов дыхания. Специальные физические упражнения для их лечения - лечебную физкультуру - применяют с первых дней болезни, но особенно велика их роль в период выздоровления и остаточных явлений. Это связано с тем, что в течение длительного времени после исчезновения так называемых клинических признаков болезни (кашель, хрипы в легких, высокая температура, изменения рентгеновской картины легких) остаются функциональные нарушения дыхания. Они проявляются в уменьшении резервных показателей и более напряженной работе дыхания в покое. Именно этим объясняются повышенная чувствительность дыхательной системы переболевшего подростка к внешним воздействиям и легкость возникновения повторных заболеваний при физическом напряжении и охлаждении. Поэтому важнейшей задачей специальной лечебной физкультуры являются нормализация функции дыхания и повышение приспособительных возможностей организма и дыхательной системы к неблагоприятным факторам среды. Для решения этой задачи применяются дыхательные упражнения - специально подобранные дыхательные движения в сочетании с движениями тела. Под влиянием дыхательных упражнений восстанавливается нормальный характер дыхания через нос, улучшается и восстанавливается благоприятное для организма сочетание дыхания с обычными движениями подростка.

Однако одни дыхательные упражнения не обеспечивают достаточной тренировки дыхания и увеличения его резервных возможностей. Эту задачу можно решить только при использовании обще-развивающих физических упражнений, вовлекающих в работу все мышцы тела. Сначала подбирают легко выполнимые упражнения с небольшим количеством повторений, увеличивая физическую нагрузку за счет длительности самих занятий и числа включаемых в них упражнений. Дыхательные упражнения проводят через каждые 2 - 3 обще-развивающих. Через несколько дней занятия лечебной физкультурой усложняют путем подбора более трудных упражнений. Физическая нагрузка увеличивается не только за счет большего числа повторений, но и путем подбора различных исходных упражнений, введения сопротивления или отягощения. Хорошо повышают нагрузку подвижная игра, упражнения с мячом или другими предметами. Дыхательные упражнения при этом проводят реже, примерно через каждые 3 - 4 обычных.

Если функция дыхания восстановилась, постепенно переходят к обычным занятиям физкультурой. По длительности они достигают 35 - 45 мин, их содержание составляют обще-развивающие упражнения и подвижные игры со средним уровнем физической нагрузки; включают упражнения на координацию и равновесие, со снарядами, для воспитания и закрепления нормальной осанки; широко используют ходьбу, бег, прыжки. Дыхательные упражнения применяют лишь для поддержания и закрепления навыка правильного дыхания в пропорции 1: 4-5.

Занятия лечебной физкультурой лучше всего проводить в поликлинике под руководством инструктора и под наблюдением врача. Но при отсутствии этой возможности их можно организовать и дома.

Приведем пример, как может быть построено занятие в первую неделю после выписки из больницы и при остаточных явлениях воспаления легких. Перед занятием надо хорошо проветрить комнату, приготовить коврик для выполнения некоторых упражнений из исходного положения лежа, переодеться в легкий тренировочный костюм.

Вводная часть ( ее задача подготовить организм к выполнению повышенной нагрузки и специальных упражнений) - ходьба по комнате в меняющемся темпе и ее варианты - ходьба на носках, на наружных и внутренних сводах стопы, в сочетании с движениями рук и поворотами туловища, ходьба в полуприседе и др. Продолжительность 2 - 3 мин.

Основную часть занятия начинают с дыхательного упражнения - из исходного положения стоя, поднимая руки вверх, приподняться на носки и сделать глубокий вдох, а возвращаясь в исходное положение - выдох. Как это, так и следующие упражнения повторяют 5 - 6 раз. Затем из исходного положения стоя проводят энергичные, в среднем и быстром темпе упражнения для рук, наклоны туловища в различных направлениях, повороты туловища, приседания, упражнения с подниманием прямых ног поочередно в сочетании с движениями рук и поворотами туловища, подскоки, бег на месте с переходом в ходьбу. Во время выполнения каждого упражнения дыхание не задерживают, а через каждые 3 упражнения делают дыхательное упражнение. Например, при отведении рук в стороны сделать вдох, а при наклоне туловища вперед - выдох. Значительно разнообразят занятие специальные пособия - гимнастические палки, мячи, скакалки, булавы.

Из исходного положения стоя проводят 12 - 15 упражнений, а затем переходят к упражнениям на коврике. При этом чередуют положения лежа на спине и на животе, на боку, на четвереньках. Выполняют упражнения в медленном и среднем темпе, так как нагрузка при этом увеличивается, в работу включаются крупные мышцы туловища, брюшного пресса и спины. Надо постоянно следить за свободным дыханием в его сочетании с движениями. Выполнив 8 - 10 упражнений из положения лежа, снова переходят к упражнениям стоя и ходьбе. Заканчивают основную часть занятия игрой, например бросанием мяча в цель из различных положений.

В заключительной части следует успокоить дыхание и снизить нагрузку. Поэтому в ней используют ходьбу по комнате с постепенным замедлением, упражнением в расслаблении и на координацию движений, а также и дыхательные упражнения, но с участием только дыхательной мускулатуры.

Несколько сложнее организовать в домашних условиях занятия лечебной физкультурой при бронхиальной астме, но при известной настойчивости и контакте с лечащим врачом их проведение весьма эффективно и позволяет быстро добиться хороших результатов. При этом заболевании нарушается проходимость дыхательных путей из-за спазма гладкой мускулатуры бронхов, отечности их слизистой оболочки и скопления в просвете бронхов патологического содержимого. Это нарушение проходимости бронхов может быть и при отсутствии явного приступа астматического удушья. Кроме того, у подростков, перенесших бронхиальную астму, сохраняется некоторое время повышенная и извращенная чувствительность дыхательного аппарата к разным воздействиям. Физические упражнения в дозировке, соответствующей возможностям подростка, помогают снять такую извращенную чувствительность, а специальные упражнения обеспечивают восстановление проходимости бронхов. Такими специальными упражнениями являются упражнения с удлиненным выдохом, с произношением на выдохе согласных и гласных звуков (у-у-хх, бр-р-р-ух, тре-а-а-хх), со ступенчато-удлиненным выдохом, упражнения в расслаблении, а также гимнастические упражнения для мышц грудной клетки и плечевого пояса, улучшающие процессы лимфо- и кровоснабжения легких.

Удалению патологического содержимого бронхов способствуют дренажные упражнения, выполняемые из исходных положений лежа на топчане или диване с приподнятым ножным концом, с опущенными плечами и головой, лежа вниз головой, на боку или животе и т.п. Лечебное действие физических упражнений усиливается при сочетанном использовании некоторых приемов массажа (вибрация, поглаживание) грудной клетки.

Подростки, которым по состоянию здоровья не показаны занятия физическими упражнениями по обычной программе школы, должны посещать специальные группы, где проводится лечебная физкультура с учетом характера заболевания. Такие специальные группы по физкультуре как правило, организуются для подростков-школьников с заболеваниями внутренних органов (болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, эндокринные) и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь, юношеский кифоз, состояние после компрессионного перелома позвоночника и др.). С этой группой занимается преподаватель физического воспитания, а наблюдение за эффективностью таких занятий проводит врач школы с помощью специалистов врачебно-физкультурного диспансера или отделения лечебной физкультуры поликлиники.

Подростки, страдающие деформациями двигательного аппарата, на любой стадии этой болезни находятся под наблюдением ортопеда. В комплексном лечении их очень большую роль играет лечебная физкультура. Даже при систематическом посещении поликлиники специальные упражнения необходимо делать и в домашних условиях.

Одной из причин, вызывающих сколиотическую деформацию и способствующих ее прогрессированию, является пониженная силовая и общая выносливость мышц, удерживающих позвоночный столб в вертикальном положении. Их развитие и укрепление лучше всего происходит во время упражнении из исходных положений лежа, когда мышцы освобождены от необходимости статической работы по удержанию туловища в вертикальном положении.

Проводят разнообразные упражнения для брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, упражнения в поворотах туловища и при поднимании ног, головы и плеч из положения на боку, упражнения для мышц спины из исходного положения лежа на животе.

Все эти упражнения чередуют, число их повторений довольно значительно, чтобы обеспечить нагрузку не ниже средней. По мере нарастания выносливости и развития мышечной силы упражнения для развития и укрепления мышечного корсета выполняют с отягощением и сопротивлением. Для этого используют гантели с постепенным увеличением их массы, а для нижних конечностей - мячи, набивные мячи, зажимаемые между колен и лодыжек.

На предыдущих страницах сайта Главсовет.ру уже говорилось о значении правильной осанки.

Многие ее дефекты, в том числе плоская спина, поддаются исправлению. Средствами воспитания и закрепления правильной осанки служат упражнения, способствующие развитию мышечного чувства в правильном положении тела, благодаря чему подросток удерживает его после любых движений. Для развития мышечного чувства все упражнения, связанные с укреплением мышц, проводят из симметричных исходных положений при срединном положении позвоночника. Очень важную роль в развитии осанки играет зрительный контроль. Поэтому упражнения делают перед зеркалом, чтобы подросток мог видеть и исправлять свою позу. В течение первых же занятий создается мысленное представление занимающегося о правильной осанке, эталон, с которым он сможет сравнивать положение своего тела.

Развитие мышечного корсета, воспитание и закрепление правильной осанки играют основную роль в предупреждении деформаций позвоночника, наряду с развитием общей и силовой выносливости мышц, координацией движений при выполнении обще-развивающих и прикладных физических упражнений. На ранних этапах развития сколиотической болезни этих упражнений становится недостаточно. На их фоне используют специальные так называемые корригирующие упражнения, применение которых способствует выравниванию, симметрии мышечной тяги, избирательному укреплению мышц на стороне сколиоза.

Конечно, эти корригирующие упражнения может подобрать только специалист по лечебной физкультуре с точным учетом вида и степени деформации.

В домашних условиях чаще всего рекомендуется выполнять симметричные корригирующие упражнения, механизм действия которых заключается в неодинаковой работе мышц: на стороне сколиотической выпуклости позвоночника мышцы обычно растянуты и ослаблены, а на стороне вогнутости сокращены, при поднимании головы и плеч из положения на животе с удержанием туловища в среднем, симметричном положении мышцы будут работать неодинаково. На стороне выпуклости они сокращаются сильнее, а с противоположной стороны даже расслабляются. Это постепенно приводит к выравниванию напряжения мышц с обеих сторон - одна из причин, вызывающая прогрессирование сколиоза, устраняется. Конечно, наибольший эффект лечебная физкультура при сколиотической болезни дает при постоянном врачебном контроле и индивидуальном подборе упражнений, в том числе и таких, которые облегчают коррекцию.

Но об этих упражнениях расскажет лечащий врач. Здесь же мы хотели обратить внимание родителей на богатейшие возможности лечебной физкультуры в профилактике и лечении болезней, иллюстрируя это на при мере наиболее распространенных заболеваний.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру