на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Подростковый возраст труден и для родителей, и для ребенка


Предупреждение заболеваний подростка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Переходный возраст, сколько о нем приходится слышать...

Подростковый возраст и неврозы

Переходный возраст, сколько о нем приходится слышать! Об этом родители говорит и дома, и на приеме у врача-психоневролога. Они жалуются на то, что ребенок был послушный и ласковый, а теперь вдруг стал грубым, резким, лживым, эгоистом и непослушным, перестал считаться с их мнением, стал хуже заниматься в школе. Нередко с негодованием сообщают о том, что ребенок много времени стал проводить перед зеркалом, чрезмерно интересуется нарядами, перестал помогать по дому. А иногда мама или папа, краснея, чуть ли не с ужасом, шепотом говорят врачу о некоторых интимных "отклонениях", которые они заметили у своих детей.

Если игнорировать научные данные об особенностях психического и физического развития детей, далеко не всегда то новое, что появляется у детей в подростковом возрасте, для взрослых желательно и приятно. И отношение к этому новому у родителей, к сожалению, далеко не всегда правильное. До тех пор, пока это новое и неприятное не выходит за пределы семьи, а здоровье ребенка не вызывает тревоги, одни родители стремятся все это новое объяснить переходным: возрастом и ничего не предпринимают хотя бы для коррекции поведения ребенка и облегчения его состояния. Другие негодуют, неприятное в поведении ребенка рассматривается ими как злой умысел с его стороны, как сознательное упрямство, как нежелание считаться с ними.

Начинается открытая или скрытая борьба за восстановление родительского авторитета, страдают обе стороны. В том и другом случае нередко создается ситуация с далеко идущими последствиями для ребенка.

Когда же новое в поведении подростка выходит за пределы семьи, начинает проявляться в отношениях со сверстниками и учителями, родители, как правило, это поведение ребенка пытаются объяснить его нервностью и обращаются к врачу в надежде получить какое-то чудотворное лекарство.

Подростковый возраст труден и для родителей, и для ребенка. На предыдущих страницах сайта уже говорилось о глубокой перестройке организма подростка. Гармонично сложенный ребенок вдруг начинает быстро расти и превращается в неловкого увальня с непомерно длинными руками и ногами, которые он сам не знает куда девать; грубеют и заостряются черты лица, ломается голос, резко увеличиваются размеры кистей и стоп, формируются вторичные половые признаки, у девочек появляются менструации, у мальчиков - эякуляции. Все эти изменения имеют функциональный характер и при благоприятных условиях к 15 - 16 годам, к концу периода полового созревания, когда наступает "фаза успокоения", выравниваются.

Но дисгармония не ограничивается физическим состоянием и строением организма подростка. Такие же резкие изменения наступают и в его психике. Эмоциональные проявления становятся неустойчивыми, противоречивыми, взрывы нежности и ласковости к близким внезапно сменяются сухостью, даже враждебностью; повышенная, подчас экзальтированная, общительность сменяется нелюдимостью, веселое настроение - подавленным и даже тоской, при ступы чуткости и нежности - отчужденностью, черствостью.

Подросткам свойственна повышенная самонадеянность (как проявление борьбы за автономию своей личности) и одновременно застенчивость, неуверенность в себе. В этом возрасте происходит оценка и переоценка социальных ценностей. Материалом для этой громадной психической работы в первую очередь являются родные. Именно их поведение, высказывания, социальные установки, мотивы поступков и действий, их авторитет подвергаются в сознании подростка пристальному вниманию и оценке. Подросток критически анализирует психологический климат, созданный родителями в семье. И это при свойственной ему повышенной критичности по отношению к окружающим и недостаточной критичности по отношению к себе. Перед подростком хотя и неопределенно, но встают мучительные проблемы выбора жизненного пути, профессии. Все это в условиях повышенной оценки своих возможностей и при подчас реальном снижении трудоспособности в связи с повышенной утомляемостью.

Нередко не только в силу названных причин, но и других факторов подросток находится в сложной внутренней конфликтной психологической ситуации. В этот же период у него усиливается интерес к противоположному полу, возникают сексуальные влечения и романтические отношения.

Известный психиатр П.Б. Ганнушкин о психическом состоянии подростков писал так: "Подростки делаются непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Естественный и здоровый протест против часто злоупотребляющих своим авторитетом старших вырастает в бессмысленное упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету. Развивается заносчивость и самоуверенность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувство острого недовольства собой...".

Было бы грубейшей ошибкой рассматривать перестройку в организме подростка как нечто неожиданное, болезненное, появляющееся внезапно, и связывать ее только с биологическими факторами. В этой перестройке громадное значение имеют факторы социальные и в первую очередь условия воспитания. Все то новое, что возникает на каждом следующем этапе, закладывается на предыдущих этапах развития ребенка. На каждом новом этапе развития появляются новые виды социальной деятельности, новые интересы, новые мотивы поведения, новые потребности, новые уровни взаимоотношений. Но все это не вдруг: начало их воспитывается и закладывается раньше.

Таким образом, не совсем правы те родители, которые утверждают, что ребенок вдруг превратился из хорошего в плохого. Нет, все то уродливое и нежелательно гипертрофированное, что возникло в характере подростка, было заложено в предыдущие годы и явилось результатом неправильной организации семьи, дефектов воспитания, неправильного поведения взрослых членов семьи, незнания и непонимания ими психического и физического развития ребенка и подростка.

Вместе с тем болезненные реакции могут быть не только у подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях, но и у детей, перенесших тяжелые болезни, особенно заболевания мозга, у ослабленных детей и у детей с явлениями задержки психического и физического развития. Значительно реже отклонения в поведении имеют место и у здоровых подростков из вполне нормальных семей.

Указанные факторы - лишь условия, на фоне которых под влиянием психических вредностей возникают нервно-психические расстройства, называемые психогенными болезнями. К ним относятся различные неврозы и психозы.

Под психическими вредностями принято понимать такие конфликтные для подростка ситуации, которые сопровождаются у него переживаниями обиды, огорчения, гнева, страха, оскорбления, чувства одиночества, несправедливости, испуга, невозвратимой потери и др., т.е. такие ситуации, при которых возникают отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Особенности психического состояния подростка, его постоянное стремление к утверждению своей личности, эмоциональное напряжение делают его необычайно ранимым в психическом отношении, а нередко и источником конфликтов. Эти конфликтные ситуации с необычайной легкостью возникают у подростка в семье, в школе, на улице. Ранящие подростка ситуации буквально "вспыхивают" в тех семьях, где родители продолжают относиться к нему как к маленькому ребенку и пытаются волевым нажимом утвердить свой родительский авторитет. Победителей при этом, как правило, не бывает: страдают и родители, и дети. К сожалению, многолетний опыт показывает, что очень часто, прежде чем начинать лечение подростка, приходится лечить его родителей, которые тоже находятся в состоянии нервного срыва и не понимают, что всем своим поведением и высказываниями они продолжают поддерживать психотравмирующую ситуацию.

Положение резко ухудшается, становится почти трагическим в тех семьях, где родители, мать или отец, злоупотребляют алкоголем и страдают изменениями личности, которые развиваются у алкоголиков. Следует подчеркнуть, что при хроническом алкоголизме в первую очередь страдают высшие, тонкие человеческие эмоции, наступает общее огрубение личности, снижение критики к себе. Естественно, что родители-алкоголики не в состоянии учитывать индивидуальные особенности подростка, значимые для него потребности, они грубо вмешиваются в занимаемую подростком жизненную позицию (пусть еще даже формирующуюся), что обязательно ведет к нарушению системы внутрисемейных отношений, не говоря уже об отношениях более широкого круга. Все это не только создает труднопреодолимые барьеры для воспитания подростка, но и ведет к психотравмирующим ситуациям.

.Действие психотравмирующих факторов облегчается и усугубляется нарушением гигиенических режимов, чрезмерными занятиями и развивающимся в связи с этим переутомлением. Встречаются иногда родители, которые буквально заставляют ребенка, не считаясь с его возможностями, интересами и способностями, заниматься, помимо школы, например, музыкой, программированием, математикой и др. У ребенка создается информационная перегрузка, возникает постоянная тревога не уложиться в регламент времени и что-то не доделать, при неудачах появляется ощущение неполноценности, развивается внутренняя психоконфликтная ситуация и при действии даже ничтожных психотравмирующих факторов происходит срыв по невротическому типу.

Особо следует сказать о семьях с единственным ребенком, который рассматривается родителями как "единственная надежда" семьи и воспитывается в духе гениальности, сверходаренности. С детства такому ребенку прививается чувство особой значимости, чувство превосходства над сверстниками. Все взрослые члены семьи находятся в добровольном рабстве у этого "вундеркинда". И растет ребенок холодным эгоистом, не приученным к труду, с уродливо гипертрофированным уровнем социальных притязаний. Не ошибаясь, можно сказать, что переходный возраст у такого ребенка будет тяжелым, будут постоянные удары по его самолюбию, беспрерывная цепь психических травм и патологических реакций.

Будет ли переходный возраст у подростка тяжелым, патологическим или он будет протекать совершенно нормально зависит от того, какую позицию займут родители в его воспитании, смогут ли рассматривать своего сына или дочь как личность со всей сложностью ее противоречивых тенденций, чрезвычайной психической ранимостью, личность, находящуюся в стадии формирования, когда от родителей и от всех взрослых членов семьи требуется такт, постоянное, но ненавязчивое внимание, умение направлять будущую энергию подростка в социально полезное русло.

К сожалению, так бывает не всегда. Родители как воспитатели подростка в семье иногда терпят поражение, и тогда критический возраст становится по-настоящему опасным возрастом.

Под влиянием психических травм у подростков чаще всего развиваются неврозы. Это заболевания, в основе которых лежат функциональные нарушения деятельности головного мозга. В лабораториях И.П. Павлова было вскрыто содержание этих функциональных нарушений или, другими словами, были показаны патофизиологические механизмы неврозов. Таких механизмов в основном оказалось три: перенапряжение внутреннего торможения, которое вырабатывается у человека с раннего детства в процессе его жизни и деятельности; перенапряжение процесса возбуждения; перенапряжение подвижности процессов торможения и возбуждения.

Если перейти от патофизиологических закономерностей к закономерностям психологическим, то, как это показал В.Н. Мясищев, в основе невроза лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невознаградимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Таким образом, невроз - это прежде всего страдание личности подростка, стремления которой пришли в столкновение с действительностью и которая это противоречие не могла удовлетворительно для себя разрешить.

Обычно выделяют три вида невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию.

Проявления неврастении чрезвычайно многообразны, и ни одно из них не является характерным только для нее. Неврастенический синдром, т. е. сумма конкретных признаков, может встречаться и при других заболеваниях, даже не функционального характера. Поэтому очень важно всегда посоветоваться с врачом. Болезненные нарушения при неврастении, как и при прочих неврозах, затрагивают не только психическую сферу, но и другие системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную и пр.).

Наиболее частым признаком неврастении является состояние раздражительной слабости (это состояние еще называют астеническим синдромом; не являясь специфическим для неврастении, он вместе с тем лежит в основе всех проявлений этой формы невроза). Для больных характерны повышенная утомляемость при умственной и физической работе, чувство постоянного физического и психического дискомфорта, частые, почти без особой причины смены настроения, повышенная слезливость, снижение работоспособности, концентрации внимания. Многие жалуются на снижение памяти. При беседе с такими подростками врач обнаруживает у них чувства тревоги, каких-то опасений, ожидание неприятного, неопределенные страхи, склонность к преувеличению и актуализации даже мелких неприятностей или неудач. У больных снижается успеваемость в школе, и так как это является дополнительным ударом по стремлению подростка к самоутверждению, то его состояние еще более ухудшается, возникает чувство пессимизма, неполноценности, психической ранимости, чрезвычайной обидчивости, повышенной возбудимости, нарушаются отношения с близкими, со сверстниками, с преподавателями.

Многие больные неврастенией страдают головными болями, которые носят постоянный характер и часто зависят от внешней среды. Так, больные плохо переносят даже обычные шумы, а, например, резкий школьный звонок вызывает у них чувство неприятного; так же обстоит и с другими раздражителями: светом, запахом, прикосновениями. В этих случаях не только усиливаются головные боли, но и появляются потливость, сосудистые реакции. Локализация головных болей может быть самая различная: виски, лоб, затылок, вся голова; подростки жалуются на чувство стягивания, давления, пульсирования.

У всех больных неврастенией нарушен сон. Он становится укороченным, беспокойным. Больные быстро засыпают, но потом просыпаются и не спят всю ночь или, наоборот, с трудом засыпают. В первой половине дня они чувствуют себя разбитыми, вялыми, им трудно взяться за какое-либо дело, и только во второй половине дня состояние их улучшается. Некоторые больные во сне говорят, но не помнят, о чем они говорили.

В подростковом возрасте редко, но бывают случаи снохождений. Среди сна больные встают, ходят по комнате, перебирают что-нибудь на столе или на кровати, производят другие, подчас сложные двигательные акты, являющиеся часто отражением дневных занятий. Обращенную в этих случаях к ним речь они не воспринимают. Утром ничего не могут вспомнить из того, что они делали ночью. Иногда во время сна у подростков бывает ночное недержание мочи, что особенно усугубляет их психическое состояние.

Постоянно неврастению сопровождают сердечно-сосудистые нарушения. Боли в области сердца - характерные жалобы таких больных. Нередко невротические боли совпадают с действительными функциональными изменениями в сердце - юношеской аритмией, увеличением частоты пульса, функциональными шумами в сердце, колебаниями артериального давления и др. Неприятные ощущения со стороны сердца и свойственная возрасту и болезни мнительность, тревожность являются той почвой, на которой у подростков возникает страх смерти. Поэтому взрослым в присутствии подростков надо быть очень осторожными в разговорах о болезнях сердца.
 
Часто также при неврастении встречаются нарушения секреторной и моторной деятельности пищеварительного тракта: боли в животе, связанные нередко с нарушением перистальтики кишечника, длительные расстройства стула (запоры или кашицеобразный стул), нарушения аппетита, а в некоторых случаях отказы от приема пищи.

В последние годы отказы от еды у подростков стали встречаться чаще (в литературе они описаны под названием нервной анорексии). Отнесение анорексии к неврастении является спорным. Это скорее особая форма невроза, свойственная только подростковому возрасту. При этом имеется в виду именно невротическая анорексия, а не та, которая бывает при шизофрении.

Невротическая анорексия чаще бывает у девочек. Возникает она психогенным путем, особенно у тех девочек, которые считают себя излишне полными и неполноценными, не отвечающими имеющемуся на сегодняшний день стандарту красоты. Этим девочкам до болезни свойственны высокий уровень притязаний, излишняя самоуверенность (как проявление гиперкомпенсации, скрывающей их робость и неуверенность). Иногда бывает достаточно неосторожно сказанного слова о их полноте, и девочки начинают вначале ограничивать себя в еде, при этом они активно борются с чувством голода, перестают совсем есть, а потом чувство голода у них пропадает, и они даже при желании не могут заставить себя есть. Таким девочкам необходимо специальное лечение.

При неврастении нередки астматические приступы, заболевания кожи неврогенного происхождения.

Неврастению нельзя отнести к легкому заболеванию, хотя в подавляющем числе прогноз при заболевании неплохой, но это только в том случае, если устранена психотравмирующая ситуация, созданы благоприятные внешние условия и проводится правильное лечение. В противном случае неврастения принимает затяжное течение, деформируется личность подростка: меняется не только характер, но и весь облик больного, изменяется система его отношений, снижается работоспособность, признаки неврастении становятся постоянными, хотя они и приобретают стертый характер. При таком хроническом течении неврастении наступает невротическое развитие личности.

Невроз навязчивых состояний развивается также психогенным путем, т. е. под влиянием психической травмы. Но эта форма невроза возникает у тех детей, которые еще до болезни имели ряд особенностей. Обычно это подростки, с раннего детства длительно болевшие различными инфекционными и соматическими заболеваниями, т.е. дети ослабленные. В структуре личности у них большое место занимают неуверенность, мнительность, застенчивость, они робкие и нерешительные, они быстро утомляются. Еще до наступления подросткового возраста у них эпизодически возникал страх болезни, страх смерти. Они всегда боялись всего нового, всякого изменения жизненной ситуации. Такие подростки имеют, как правило, тревожно-мнительный xaрактер.

Для невроза навязчивых состоянии типичными являются так называемые навязчивости. Под навязчивостями понимают такие состояния, которые наступают помимо воли больного, они чужды для него, но больной не в состоянии сам избавиться от них, хотя и понимает их нелепость. Видов навязчивостей очень много. Принято делить их на навязчивости абстрактные, или отвлеченные, - это такие навязчивости, содержание которых для больного безразлично, его угнетает лишь сам факт имеющейся у него навязчивости, и навязчивости конкретные, чувственные, при которых не только сама навязчивость, но и содержание ее сопровождаются тягостными переживаниями.

К навязчивостям абстрактным относят навязчивые идеи типа - "а что было бы, если земля стада бы вращаться в обратную сторону". Эта навязчивая идея была, например, у 14-летнего подростка, он не мог от нее освободиться, она мешала ему и дома, и в школе. Он вынужденно и постоянно размышлял о том, как будут разлетаться в стороны люди, как будут рушиться дома и пр. Потребности в таких размышлениях у него не было, это были бесплодное мудрствование, умственная жвачка. Другой больной не мог освободиться от мысли, "почему делают столы с горизонтальными крышками и не делают с вертикальными". Постоянные размышления мучительны. Больные понимают их ненужность, но освободиться от них не могут. Такой же характер имеют навязчивый счет, воспоминания. Подобного рода навязчивости встречаются также у больных психопатиями, на начальных стадиях шизофрении.

Для больных неврозами особенно характерны чувственные навязчивости. Они сопровождаются всегда выраженными эмоциональными реакциями. Сюда относятся навязчивые воспоминания. Например, когда ребенку было 6 лет, он унес из детского сада домой игрушечный автомобиль, родители этот автомобиль вернули, но в детском саду над ребенком было устроено публичное судилище, которое им тяжко переживалось. Прошли годы, ребенок это неприятное для него происшествие, казалось, бы, забыл. Теперь ему 11 лет. Однажды в состоянии невроза это событие вновь всплыло в памяти, приобрело навязчивый характер, подросток старался его забыть, но оно неотступно по многу раз в день воспроизводилось в памяти. Для больного были мучительны не только сама навязчивость, но и ее постыдное содержание.

Часто у подростков встречаются навязчивые страхи.

Страх покраснения в общественном месте, страх устного ответа в школе, особенно у доски, страх забыть выученный урок (и действительно на уроке он ничего не может вспомнить), страх подавиться во время приема пищи (и у него расстраивается акт глотания), страх публичных выступлений и другие навязчивые страхи. Нередко встречаются навязчивые мысли, влечения. Например, ученица 9-го класса, очень любившая уроки литературы, тяжело страдала от того, что именно с этих уроков ей хотелось уйти, а у ученика 10-го класса было навязчивое желание зайти в кабинет завуча, которого он очень уважал, и сказать ему грубость. Подобные желания обычно не реализуются. Такой же характер имеют навязчивые сомнения - закрыта ли дверь в квартиру, выключен ли утюг и др.

Все эти навязчивости тяжко переносятся, сопровождаются вегетативными нарушениями: потливостью, сосудистыми реакциями, изменением настроения, раздражительностью, нарушением сна, снижением работоспособности.

Среди больных неврозом навязчивых состояний встречаются больные с так называемыми ритуалами - навязчивыми действиями, навязчивыми заклинаниями. Такие больные совершают различные символические действия, чтобы предохранить себя от мнимой опасности. Так, например, ученик 7-го класса перед уходом в школу должен был обязательно показать бабушке язык и сделать так, чтобы она это заметила. Другой при ответе у доски держал в руке окурок (он не курил). Ученица 10-го класса, прежде чем перейти мост по пути в школу, три раза плевала на тротуар и громко произносила тоже три раза "чур тебя". Все это делалось для того, чтобы предотвратить какое-то несчастье, а в последнем случае для того, чтобы не провалился мост ("страх мостов"), У этих больных есть счастливые и несчастливые встречи на пути в школу, удачные и неудачные совпадения чисел, номера домов и пр. Невыполнение ритуала сопровождается мучительным и тягостным чувством.

Обычно родители пытаются бороться с ритуалами у своих детей путем запретов, наказаний. Состояние детей при этом резко ухудшается. Наоборот, надо не мешать, а иной раз даже оказать помощь при выполнении ритуала. Такие дети нуждаются в специальном лечении.

Навязчивые действия могут и не иметь характера ритуалов, например кусание ногтей, ковыряние в носу, сосание пальца и др. Это плохие привычки, для устранения их необходимы меры воспитательного характера. Но если эти привычки сопровождаются чувством насильственности, чуждости, вызывают мучительные переживания, мешают :заниматься в школе, тогда их надо рассматривать как навязчивые действия.

Прогноз при неврозе навязчивых состояний не всегда благоприятный, болезнь имеет волнообразное течение. Родители должны быть готовы к длительному лечению подростка, к изменению, если это надо, всего психологического климата семьи и отношения к ребенку.

Истерия в форме истерических реакций чаще возникает у лиц с психопатическими истерическими чертами характера. Такие подростки во что бы то ни стало стремятся обратить на себя внимание, быть в центре событий, они всегда играют роль, если они знают, что ими любуются окружающие; они могут отличиться, произнести страстную речь, могут совершить и незаурядный поступок, если для этого не требуется длительной подготовки, напряжения и обязательно если будут зрители. В эмоциональном отношении они всегда выглядят младше своих сверстников, чувтства их неглубоки, поверхностны, эгоцентричны. Суждения также противоречивы, не отличаются глубиной, но при известных условиях такие подростки на какое-то время приобретают сторонников. Ври первом знакомстве они могут произвести приятное впечатление. Это служит источником постоянных ошибок при выборе школьного самоуправления и сложной конфликтной ситуации, которая возникает затем в ближайшее время. Поведение и действия их противоречивы, интересы неустойчивы и неглубоки. Они склонны к лживости, с одинаковым успехом могут играть в жизни роль героя и роль несчастного, обиженного. При неудовлетворении их притязаний они с легкостью могут обвинить своих близких, друзей, знакомых, учителя в самых бесчестных поступках.

Только ради оригинальности они могут высказывать необычные мысли. Им свойственна повышенная внушаемость и самовнушаемость. Во всех своих неудачах они обвиняют окружающих и прежде всего родителей.

Немалое значение в формировании такой личности имеет воспитание в семье по типу "кумира", "единственной надежды".

Однако истерический невроз возникает не только у лиц с описанными чертами характера, но и у подростков, не имеющих истерических черт в структуре личности, у ослабленных, много болевших, со слабым типом высшей нервной деятельности. Под влиянием психических травм это заболевание может развиться и у мальчиков, и у девочек, но все же среди больных процент девочек несколько выше.

Проявления истерии многообразны, симптомы ее могут быть похожи на симптомы, которые бывают при всех других заболеваниях. Больной истерией болеет так, как он представляет себе ту или иную болезнь. Именно поэтому известный французский психиатр Шарко назвал истерию "великой симулянткой", но все же это тяжелая болезнь, дающая больному, по выражению И.П. Павлова, "условную приятность и желательность". Подросток, имеющий в характере те особенности, о которых говорилось выше, прибегает к истерическому способу реагирования тогда, когда он попадает в трудную жизненную ситуацию, которая не удовлетворяет актуальные для него потребности. Это способ слабой личности добиться желаемого хотя бы посредством болезни.

Клинические проявления истерических реакций в различные эпохи были неодинаковыми. Сейчас стали редкими развернутые истерические припадки, совсем исчезли так называемые страстные позы обличителей, не наблюдается состояния мнимой смерти, истерические проявления поблекли, утратили свойственную им красочность прежних времен.

Проявления истерических реакций условно можно подразделить на несколько групп: двигательные нарушения, изменения чувствительности, расстройства в сфере органов чувств, вегетативные нарушения, речевые нарушения, расстройства сна, психические нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в своеобразных параличах, припадках, контрактурах, истерических гиперкинезах (ритмически повторяющихся движениях). Среди истерических параличей чаще встречаются параличи нижних конечностей: ребенок в постели может двигать ногами, но он не может ходить, стоять. Например, у ученика 7-го класса родители утром, перед тем как ему надо было идти в школу, обнаружили такой паралич ног. Оказалось, что в этот день подростка должны были обсуждать на школьном собрании за совершенные им хулиганские действия. У ученицы наступил внезапно паралич правой руки после того, как она этой рукой дала пощечину учительнице.

Истерические припадки всегда наступают в связи с неудовлетворением. Развертываются они постепенно и сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, сужением сознания, хаотическими движениями, выкриками, слезами, при этом нет потери кожной болевой чувствительности, сохранена реакция зрачков на свет, при падении больные не получают серьезных ушибов (как при эпилепсии). Продолжительность припадка связана с наличием зрителей и их реакцией (чем больше зрителей и больше сочувствия ими высказывается, тем длительнее припадок). После припадка больные не спят, стонут, жалуются.

При истерии часто повышается или понижается болевая чувствительность. Зоны измененной чувствительности не совпадают с нервными окончаниями. Обычно они соотносятся с определенными частями туалета: "болевая чувствительность по типу чулка", или приступы головных болей "как шапка железная надета", или чувство жжения на различных участках тела. Очень часто у подростков при истерии имеются вегетативные нарушения: "истерический ком" - чувство судорожного сжатия в горле, при котором больной не может говорить, глотать и испытывает ощущение комка в горле, истерическая икота, истерическое срыгивание, ощущение непроходимости пищевода, судорожный кашель, ощущение нехватки воздуха, астматические приступы, истерическая рвота, метеоризм, запоры и поносы, повышение температуры тела и др.

Как истерическая реакция у подростков широкое распространение имеют речевые нарушения. Особенно часто встречаются истерическое заикание (оно отличается от других форм заикания), истерический мутизм - отсутствие речи; оно может быть полным (т.е. ребенок вообще не говорит) и может быть избирательным, когда он не говорит только с мнимым обидчиком (с учителем, с кем-то из родителей и др.). При правильном лечении нарушения речи сравнительно быстро проходят, но они могут принять и затяжное течение.

У больных истерией часто бывают приступы гнева, злости, которые сопровождаются разрушительными действиями. Больные рвут на себе одежду, волосы, бьют посуду, кусают руки, плюются, кричат, ругаются, нападают на мнимых обидчиков. Течение отдельных истерических реакций зависит от личности подростка, от особенностей психической травмы и от того, насколько ее удалось устранить. В подавляющем числе случаев истерические реакции заканчиваются благополучно, но возможны рецидивы и затяжное течение. Для устранения истерической реакции большое значение имеют правильная психологическая атмосфера в семье и рациональная система отношений с подростком.

Выше говорилось, что неврозы у подростков - часто следствие неправильного воспитания, что источником психотравмирующих ситуаций выступают взрослые, игнорирующие психологические особенности подростка. Неврозы же в свою очередь ведут к обострению отношений между подростком и взрослыми в семье и в школе. Из этого "круга" есть один выход: знать и учитывать психофизиологию подросткового возраста, воспитывать детей в тесном контакте с врачом и учителем.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру