на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Утренняя гимнастика организует день человека, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда


Значение физкультуры, спорта и трудовой деятельности для физического развития подростка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Утренняя гимнастика должна стать потребностью и привычкой каждого подростка

Утренняя гигиеническая гимнастика

Занятия спортом. Трудовое воспитание подростка

Эта форма физического воспитания должна стать потребностью и привычкой каждого подростка. Значение утренней гимнастики не ограничивается чисто физиологическим воздействием небольшого числа физических упражнений. Утренняя гимнастика организует день человека, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда.

Если учесть некоторые физиологические закономерности существования  нашего организма, то весь период бодрствования можно разделить на несколько отрезков, каждый из которых будет характеризоваться разным уровнем работоспособно.

Наиболее сложен первый - переход от состояния пониженной активности во время сна к состоянию наивысшей работоспособности. Этот отрезок бодрствования физиологи называют врабатыванием. Во время врабатывания физиологические системы организма постепенно сонастраиваются, т. е. работают согласованно. Естественно, что работоспособность в это время снижена, а переносимость нагрузок ограничена. Если человеку предложить выполнить сложную работу или тяжелое спортивное упражнение до наступления сонастроенности всех его органов и систем, он либо не справится с заданием, либо в его организме произойдут неблагоприятные изменения, быстро наступит утомление, понизится работоспособность, создадутся условия для возникновения патологии.

Наилучшим способом заставить организм быстро пройти врабатывание и достигнуть наивысшего уровня работоспособности является зарядка. В комплекс ее входят
8 - 10 упражнений для всех мышечных групп. Четкий, энергичный ритм их выполнения, глубокое дыхание обеспечивают постепенное вовлечение в работу мышц
рук, ног, грудной клетки, брюшного пресса с постепенным увеличением работы сердечно-сосудистой системы, дыхания и других внутренних органов. Включение упражнений на координацию, быстрый темп заключительных упражнений дают возможность добиться требуемой для рабочего состояния согласованности физиологических систем.

Проделайте такую утреннюю гимнастику.

Сначала хорошо проветрите комнату, приготовьте коврик для упражнений из исходного положения лежа. А теперь начните ходьбу либо на месте, либо в меняющемся направлении по комнате. Остановитесь перед зеркалом и, глубоко вдыхая воздух, медленно потянитесь. Повторите это упражнение 3 - 4 раза. После потягивания проделайте упражнения для рук, ног, боковые наклоны и разгибание туловища. В положении лежа на полу выполняются упражнения для мышц брюшного пресса, для разгибателей спины. Теперь мы опять стоим и в этом исходном положении в более быстром темпе упражняем мышцы рук, ног, включаем упражнения по координации движений. Заканчиваем утреннюю гимнастику прыжками, подскоками или бегом на месте с последующим переходом в ходьбу.

В течение всей зарядки мы старались дышать глубоко, не задерживать дыхание и не натуживаться. Выровняв дыхание во время заключительной ходьбы, мы перешли в ванну, приняли душ или сделали обтирание холодной водой. Ощущение бодрости, легкости, свежести, хорошее настроение, появившееся во время зарядки, не покинут нас в течение всего дня.

Задача утренней гимнастики - обеспечить плавный и быстрый переход от сна к бодрому, рабочему состоянию. Поэтому в нее не следует включать упражнения для развития ряда двигательных качеств и умений. Нельзя путать зарядку с тренировочным занятием. Те подростки, которые в утреннюю гимнастику включают сложные упражнения с большим числом повторений для развития выносливости, нарушают законы врабатывания организма: вместо чувства бодрости с первых часов деятельного состояния они испытывают чувство усталости, работоспособность их снижена. Не достигнув желаемых результатов от упражнений в первые минуты дня, они не достигают и уровня повышенной, вернее оптимальной, работоспособности.

Важное значение в совершенствовании организма подростка, в его гармоническом развитии, в становлении многих важнейших двигательных навыков имеют специальные занятия физкультурой по программам школ, колледжей и  училищ. Проводятся они не реже двух раз в неделю по расписанию. Основное их содержание составляют общефизическая подготовка, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание, легкая атлетика.

В старших классах все большую роль начинают играть упражнения скоростного типа, силовые и на выносливость. Для девушек, учитывая особенности их организма,
уменьшаются дистанции бега, ходьбы на лыжах, ограничиваются упражнения по подтягиванию, висам, в упоре. Для них включаются в программу элементы художественной гимнастики, упражнения для брюшного пресса и тазового дна.

Часто возникает вопрос о том, как должна вести себя девушка во время менструации, может ли она продолжать занятия физкультурой и спортом. При нормальном течении менструации, представляющей собой естественное проявление физиологического состояния женского организма, занятия физкультурой проводятся как обычно. Лишь при болезненных, обильных менструациях и нарушениях общего состояния врач школы, колледжа или училища может рекомендовать временное ограничение физической нагрузки или освобождение от занятий.

Подростковый возраст открывает большие возможности для занятий спортом. Любимый спорт дает необходимое человеку наслаждение от преодоления препятствий, удовлетворение от возрастающих собственных возможностей, помогает гармоническому развитию тела и становлению личности.

Кроме собственного интереса, выбор того или иного вида спорта должен определяться особенностями физического развития, зависеть от состояния здоровья подростка. Поэтому перед поступлением в спортивную школу, перед занятием в школьной спортивной секции необходим тщательный осмотр у врача, а в дальнейшем постоянное наблюдение спортивного врача во врачебно-физкультурном диспансере.

Сложнейшая перестройка организма подростка, происходящая в период полового созревания, под благотворным воздействием занятий физкультурой и спортом протекает более плавно и безболезненно. Наоборот, нерациональные занятия физкультурой, односторонние спортивные упражнения, пренебрежение законами периодизации тренировок, перегрузки, перенапряжения могут именно в этом возрасте дать значительные болезненные изменения, привести к стойкой патологии. Вот почему систематическое наблюдение детских спортивных врачей особенно важно в подростковом возрасте.

Однако даже при отклонениях в состоянии здоровья, при заболеваниях и травмах физическая культура не противопоказана. Напротив, ее значение как мощного средства быстрейшего восстановления здоровья еще более возрастает. Успешно применяется лечебная физическая культура при распространенных в периоде бурного роста болезнях опорно-двигательного аппарата, таких, как сколиоз (боковое искривление позвоночника), болезнь Шейерманна-Мау (юношеский кифоз), при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринных болезнях, болезнях органов дыхания и многих других.

Учащийся колледжа, училища или школы при большинстве перечисленных заболеваний включается в специальную медицинскую группу. С этого момента он освобождается от прохождения обычной программы физического воспитания, и под наблюдением врача с ним занимаются по специальной программе, содержание которой зависит прежде всего от задач лечения и особенностей течения заболевания. Учащиеся специальных медицинских групп не могут до полного выздоровления и восстановления функциональных возможностей заниматься в спортивных секциях и школах.

С физиологической точки зрения работа (в первую очередь - физический труд) человека представляет собой функциональную задачу, поставленную перед его организмом в целом и нервной системой и опорно-двигательным аппаратом в первую очередь. Это требует высокой координации деятельности всех органов и систем.
Влияние мышечной работы на физиологические системы организма подростка во многом одинаково как при физических упражнениях, так и в процессе трудовой деятельности. Систематическая тренировка приводит к изменениям функции и структуры органа. Аналогичный процесс происходит и в нервной системе. Умственная работа и физические упражнения действуют на наш мозг одинаково благотворно, обеспечивая его высокую работоспособность.

При продолжительной бездеятельности функциональные возможности головного мозга снижаются. Следовательно, чем более планомерно, систематически занимается подросток умственной и физической деятельностью, тем выше его работоспособность. Ложно понимаемая некоторыми родителями и взрослыми "забота" о подростке, освобождаемом от всяких умственных и физических напряжений, приводит к потере его приспособительных способностей, к притуплению его ума.

В процессе трудовой деятельности подростка взаимодействие его внутренних органов и систем осуществляется следующими четырьмя уровнями регуляции.

Кольцевая регуляция- самый низший уровень саморегуляции органа. Например, мышцы во время работы не только получают "приказы", но и непрерывно посылают импульсы в центральную нервную систему о ходе выполнения этих "приказов", т.е. осуществляется замкнутый круг физиологической информации. Второй уровень регуляции - внутрисистемный, охватывающий органы одной физиологической системы (сердце, сосуды) и обеспечивающий тонкое согласование их работы. Следующий уровень регуляции еще более сложен - это межсистемная регуляция внутренних органов, обеспечивающая взаимосвязь дыхательной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительной, выделительной и др. Самый сложный уровень регуляции - это связь скелетной мышечной работы и работы внутренних органов На этом уровне ведущую роль играет кора головного мозга. Расстройство этого уровня регуляции резко отражается на жизнедеятельности и работоспособности организма.

Для понимания важности трудового воспитания с точки зрения его биологических, медицинских аспектов чрезвычайно интересен процесс тренировки этих уровней регуляции. Самый простой из них - кольцевой, обеспечивает лишь рефлекторную саморегуляцию органов, координирует рабочую деятельность в мало изменяющейся среде. Трудовые достижения, особенно творческого характера, могут возникнуть на основе разнообразных импульсов, когда включаются все уровни регуляции, а поведение человека определяется не примитивными кольцевыми рефлексами, а высшими отделами мозга. В процессе разностороннего целенаправленного воспитания подростка развиваются и тренируются его высшие нервные функции к трудовой деятельности с одновременным развитием скелетной мускулатуры и внутренних органов. Задача воспитания - развить и сохранить оптимальный уровень такой регуляции.

Другой важной стороной трудовой деятельности, обеспечиваемой в процессе воспитания, является выносливость, т.е. способность к длительному выполнению работы на заданном уровне. Известно, что время работы ограничено наступающим утомлением, поэтому выносливость - это прежде всего способность противостоять утомлению. Практический вывод из этого состоит в том, что путь к развитию выносливости лежит через утомление. Если мы постоянно будем оберегать подростка от утомления и давать малые ему нагрузки, то выносливость не разовьется. Наоборот, работа до утомления, настойчивое стремление продолжать работу при наступившем утомлении способствует развитию выносливости. Положительное влияние утомления, испытываемого человеком в процессе работы, заключается и в последующем увеличении его работоспособности. Физиологами установлено, что наступающее после утомления снижение работоспособности через некоторое время проходит и сменяется фазой повышенной работоспособности.

Итак, мы рассмотрели здесь физиологическое значение физической культуры, спорта и труда для развития организма подростка. О нравственных аспектах трудовой деятельности подростков мы расскажем на других страницах сайта (см. оглавление).


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру