на главную страницу сервера Главсовет.ру
на главную страницу сайта "Подростковый возраст"

Развитие организма подростка, его приспособление к внешней среде, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям связаны с влиянием двигательной сферы


Значение физкультуры, спорта и трудовой деятельности для физического развития подростка




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


В жизни подростка особое место занимают физическая культура и спорт

В сложном, меняющемся и многообразном мире интересов и потребностей подростка совершенно особое место занимают физическая культура и спорт. Со свойственными этому возрасту максимализмом и переоценкой возможностей организма многие подростки увлекаются перспективой быстрых спортивных достижений, мечтают о рекордах и победах, о спортивной славе. Их не устраивает недостаточная, на их взгляд, нагрузка на редких уроках физкультуры, регламентированная и "рутинная" работа в спортивных секциях. Жадно черпая сведения из различных источников информации и своеобразно их воспринимая, они намечают собственную программу тренировок. Вооружившись гантелями и штангой, мальчики проделывают сложные упражнения. Пытаясь быстро "нарастить" мышцы и исправить кажущиеся или действительно имеющиеся недостатки своего телосложения, подросток нередко доводит себя до крайнего утомления. А разве не встречаются девочки, которые за несколько дней хотят приобрести модную худощавость, с помощью хитрой диеты и "секретных" упражнений разработать осиную талию? А потом подростки испытывают глубокое разочарование в такой "физкультуре", теряют уверенность в собственных силах и возможностях.

Развитие человеческого организма, его приспособление к внешней среде, сопротивляемость многим неблагоприятным воздействиям (переохлаждению, болезням и т.п.) связаны с могучим влиянием двигательной сферы, мышечных сокращений. Во время мышечной деятельности включаются в работу почти все физиологические системы организма подростка. В работающих мышцах создаются благоприятные условия для энергетических процессов, раскрывается густая сеть капилляров, повышается проницаемость стенок сосудов, ускоряется ток крови, общий объем кровоснабжения увеличивается более чем в 50 раз.

Наиболее благоприятные и заметные изменения происходят в главном органе кровообращения - сердце. Сохраняя высокую работоспособность, оно тонко приспосабливается не только к мышечным, но и психическим напряжениям. Физические упражнения, двигательная активность обеспечивают развитие приспособительных реакций и в кровеносных сосудах. Наоборот, покой, бездействие пагубно сказываются на сердечно-сосудистой системе растущего организма подростка, приводя к болезненным изменениям или создавая почву для развития сердечно-сосудистых заболеваний при столкновении с инфекцией. Все это имеет особое значение в подростковом возрасте.

В период полового созревания, как уже отмечалось, происходит бурная перестройка органов и систем организма подростка, резкий скачок физического развития. В этих условиях сердце не всегда легко приспосабливается к работе в новых, постоянно меняющихся условиях. При недостаточной физической активности в работе сердца и сосудов могут иметь место очень серьезные патологические изменения. Систематические физические упражнения, спорт, высокая двигательная активность обеспечивают гармоничное развитие сердца, сосудов и других внутренних органов подростка, плавную их перестройку.

Меняется под влиянием физической активности и характер дыхания. Между количеством мышечной работы и уровнем потребления кислорода и выделения углекислоты имеется прямая связь. Чем моложе организм человека, тем больше кислорода потребляется на одну и ту же внешнюю работу.

Физические упражнения, возрастающая двигательная активность подростка и особенно специальные дыхательные упражнения оказывают мощное тренирующее воздействие на дыхание. Достаточно напомнить, что во время обыкновенной ходьбы вентиляция легких по сравнению с покоем возрастает в 5 - 8, а при беге и плавании - более чем в 15 раз. Под влиянием занятий физкультурой и спортом у подростка устраняется дискоординация в работе дыхательной мускулатуры, устанавливается нормальный и наиболее выгодный для организма подростка тип смешанного дыхания, уменьшается расход энергии и кислорода на работу самих дыхательных мышц. Тем самым увеличиваются резервные возможности дыхательного аппарата. Все это приводит к тому, что под влиянием систематической двигательной активности, занятий физкультурой и спортом дыхание подростка становится экономным, потребности организма в газообмене удовлетворяются за счет наименьшего напряжения дыхательного аппарата.

Благотворно воздействие физических упражнений на нервную систему подростка. Много лет назад выдающийся русский ученый И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребенок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач - во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры.

Двигательные реакции - это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности. Наиболее важной для осуществления движения является работа нервных клеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразными внешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов и внутренних органов, обеспечивающих их работу. Четкая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всем богатстве его мышечных проявлений.

Под влиянием упражнений, тренировки течение нервных процессов облегчается, осуществляется все более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, легких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная система управления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной способности к быстрой перестройке.

Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему подростка. Это особенно важно для воспитания подростка, ибо дает возможность выработать такие качества характера, как решительность, настойчивость, смелость, выносливость, ловкость.

Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме физкультурников и спортсменов создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций - таких, как выработка иммунных тел. Все сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития подростка.

В подростковом возрасте задачи физической культуры и спорта сложны и разнообразны, как разнообразны и средства их решения. Физическое воспитание осуществляется в школах, колледжах и училищах по государственным программам, содержание которых соответствует каждому возрастному периоду и которые дают возможность овладеть основными движениями и двигательными навыками, изучить технику упражнений. На занятиях по физическому воспитанию школьники-подростки и студенты колледжей учатся действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями товарищей, а также приобретают некоторый уровень тренированности к физическому напряжению умеренной интенсивности. Однако этого далеко не достаточно для приобретения высокой степени приспосабливаемости к внешним условиям. Поэтому физическое воспитание в школе должно сочетаться с активной двигательной деятельностью подростка, организуемой правильным режимом дня.

Безусловно, именно собственное отношение подростка к своему физическому совершенствованию определяет результативность его занятий физкультурой и спортом. Но при этом очень важно, если стремление подростка к спорту находит понимание и поддержку у его старших товарищей - родителей, воспитателей и педагогов. А ведь, к сожалению, еще встречаются такие люди, которые пренебрежительно высказываются о спорте в присутствии своих детей или воспитанников, заявляют о том, что спортом занимаются неспособные к умственной работе. Мы знаем многих выдающихся ученых, в течение всей жизни занимающихся спортом.

В арсенале средств физического воспитания должны широко использоваться гимнастика, занятия по программе школы, колледжей и училищ, спорт и туризм.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.



к оглавлению сайта
Подростковый возраст


Главсовет - glavsovet.ru

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру