на главную страницу сайта

Именно в подростковый период в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, взаимодействуя, противодействуя, то подкрепляя, то мешая друг другу


Подростковый возраст




Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.


Сайт ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ касается прежде всего общих закономерностей и типичных ситуаций

Оглавление разделов сайта:

Возрастные особенности подростка

Отрочество как этап жизни. Психолого-педагогические характеристики переходного возраста
Анатомические и физиологические особенности. Закономерности физического развития подростков

 

Условия нормального физического развития подростка

Режим дня подростка и личная гигиена
Питание подростка
Организация умственного труда подростка
Свободное время подростка

 

Значение физкультуры, спорта и трудовой деятельности для физического развития подростка

Недостаток физической активности и возможные патологии
Утренняя гигиеническая гимнастика. Регулярные занятия спортом. Труд

 

Предупреждение заболеваний подростка

Болезни органов дыхания
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Нарушения обмена веществ
Заболевания органов пищеварения
Болезни мочевой системы
Глазные болезни и гигиена зрения
Нарушения осанки и сколиозы у подростков
Подростковый возраст и неврозы
Вопросы психопатологии подростков
Закаливание организма подростка
Лечебная физическая культура
Здоровье подростка и выбор профессии

 

Психология личности и воспитание подростка в семье

Нравственное формирование личности подростка
Учебная деятельность подростка
Роль и место труда в воспитании подростка
Подросток в мире прекрасного
Роль общения в формировании личности подростка. Подросток и взрослые
Подросток и сверстники
Дружба в подростковом возрасте
Особенности психосексуального развития подростка
Воспитание чувств
Как воспитать семьянина
Психологические особенности воспитания трудных подростков
Алкоголь, курение и подросток
Правонарушения несовершеннолетних
Подготовка подростка к выбору профессии
 

Почему речь идет только о подростке? И кто он - подросток? Не правда ли, перед мысленным взором возникает своенравная, с легко меняющимся настроением девочка, в облике которой еще видны черты недавнего детства и вместе с тем отчетливо проглядывают признаки завтрашней юности. А может быть, вихрастый, веснушчатый, в царапинах паренек, немного нескладный, занозистый, задиристый, упрямый, во всем противоречащий воспитателям, вызывающий отчаяние родителей и, несмотря на громы и молнии, обрушивающиеся на его голову, упорно "гнущий" собственную линию? О таком говорят: "Сладу с ним нет!" И растерявшиеся родители мечутся от одной крайности к другой - то занимая "жесткую линию", то потакая во всем, а нередко просто махнут рукой: "И школа-то с ним не может справиться, а мы что?"

За периодом отрочества (подростковый возраст) давно закрепились понятия "трудный возраст", "переходный возраст". Почему трудный? Переходный к чему? На страницах нашего сайта об этом будет сказано подробно. Пока же отметим, что именно период отрочества, как правило, оказывается наиболее серьезной проверкой правильности и действенности системы семейного воспитания; именно в эту пору совершается перестройка в отношении к окружающему, возникает не иллюзорная, как у младшего школьника, а действительная самооценка (хотя нередко ошибочная), резко возрастает критичность в оценке других при явно недостаточной самокритичности.

Способность вовремя уловить совершающиеся изменения, чтобы с учетом их перестроить систему воспитания, - показатель высокой культуры родителей, глубины их понимания совершающихся в сознании, поведении, в личности подростка перемен, в которых он и сам-то еще не может до конца разобраться. Но как часто родители, вместо того чтобы предвидеть, не желают замечать этих перемен! Как часто они совершают такую естественную и непоправимую ошибку: не меняя ничего в своих отношениях с ребенком, "надежно" действовавших до поры отрочества, считают "блажью" и "капризом" то, что на самом деле свидетельствует о росте личности, о трудном и сложном переходе от детства к юности.

Подросток, словно витязь на распутье, - он заново открывает мир вокруг себя, потому что впервые открывает мир в себе. Он порою удивляется, чаще действует безоглядно, подчиняясь настроению минуты, импульсу, мгновенному увлечению или внезапному разочарованию. Подросток воздвигает кумиров и низвергает их. Он ищет опору, но хочет обойтись без нее. Подросток тянется к авторитету и впервые сомневается в авторитете. Он - само движение, изменение, словно весенний поток, который прокладывает русло причудливо: то - напролом, то - неожиданно петляя, то замедляя бег без видимой причины, то низвергаясь водопадом...

И окружающие взрослые, поставленные в тупик, сами, чувствуя растерянность, скрывают ее под неопределенно-успокоительной формулой: "Возраст! Пусть перебесится". И не замечают, как подросток, вроде героя Чингиза Айтматова, уплывает от них все дальше и дальше, а когда спохватываются, оказывается: поздно, слишком поздно!

"Делинквентное поведение", проще - "отклоняющееся поведение", еще проще - поведение, противоречащее нормам нашей жизни, становится проблемой именно в этом возрасте, и не случайно словосочетание "подростковая преступность" столь часто встречается в специальной юридической литературе, привлекает внимание публицистов, учителей, общественных деятелей и, конечно, родителей.

И все это происходит потому, что именно в подростковый период в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, взаимодействуя, противодействуя, то подкрепляя, то мешая друг другу. Сейчас много пишут, а еще больше говорят о "ножницах" между более ранним физическим и более поздним социальным "созреванием" - немало страниц нашего сайта посвящено проблеме акселерации. Однако прежде всего необходимо подчеркнуть многообразие социальных перемен - подросток включен в сферу деятельности и интересов многообразных коллективов и социальных групп, он испытывает воздействия не только различные, но и в условиях непосредственного окружения нередко прямо противоположные, подросток вырабатывает самостоятельную позицию, но как раз в силу своего стремления к самостоятельности нередко подпадает под чужое, а порою и чуждое влияние.

Острота потребности в старшем, умном, тактичном и чутком товарище сочетается с недостаточной критичностью и просто недостаточностью опыта, что приводит к ошибкам в выборе. Потребность утверждать себя, легко ранимое самолюбие, недостаточность развития внутренних моральных тормозов при ослаблении воспитательного воздействия приводят подростка к поиску наиболее легких и простых способов "заявить о себе".

Но ведь именно в отрочестве закладываются и преобразуются основания ценностных ориентаций, формируется система интересов, возникают главные, подчиняющие себе все остальные потребности, решается вопрос "делать жизнь с кого..." Здесь исток как будущего духовного богатства, душевной щедрости, нравственной стойкости, так и духовной скудости, узости интересов, душевной черствости, неуправляемой воли, "вожачества", основанного на подавлении других грубой силой. В эти годы подростком переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основание жизненной позиции, отношения к людям, обществу, к миру и к своему месту в нем. Подросток с этой точки зрения - "проект будущей личности", эскиз, очертания которого всегда будут присутствовать в законченном портрете.

Он просто подросток. И как подросток, как становящаяся и заявляющая о себе человеческая личность он не нуждается и в сюсюкании, заласкивании, потакании всем его слабостям, и в жестком, бескомпромиссном подавлении "дикого своеволия". Он - человек, и хочет одного - чтобы его понимали.

Наш сайт "Подростковый возраст" адресован родителям, тем, кто всего ближе к подростку и в чьем понимании он особенно нуждается. Он создан с целью помочь родителям понять своих детей-подростков, разобраться в сложном и противоречивом мире их чувств, переживаний, помыслов, вырастить детей душевно и физически здоровыми, нравственно закаленными. Не надо только забывать, что любые общие закономерности, особенности всегда подразумевают "поправку на индивидуальность".

Сайт "Подростковый возраст" касается прежде всего общих закономерностей и типичных ситуаций. Любящие и вдумчивые родители сами сделают "поправку на собственную ситуацию". Главное, любя сына, дочь, уметь видеть в них уже сегодня становящуюся личность, не "откладывать на завтра" формирование гражданственности, ответственности, глубокого уважения к человеческому достоинству.
 

Примечание: при подготовке сайта "Подростковый возраст" использована научно-педагогическая литература, материалы психолого-физиологических исследований проблем и особенностей развития и воспитания подростков, специализированные учебно-методические пособия.

Редакционная группа Главсовет.ру выражает признательность авторам материалов, а также редакторам и корректорам. Авторский и редакционный коллектив.


В случае использования информации на других ресурсах сети - гиперссылка на Главсовет.ру (glavsovet.ru) обязательна.


Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.




Подростковый возраст - Главсовет.ру

Все права защищены / 2008-2017 © glavsovet.ru / All rights reserved

 

 

 

Дети, подростки, взрослые - психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру